» » » Развитие речи у ребенка

Развитие речи у ребенка

  • Категория: Полезно знать
  • Дата: 3-07-2015

Все дети разные - кто-то начинает вполне разборчиво говорить уже в 9-10 месяцев, а кто-то в 3 года. Детский психолог и доктор философии Ш. Бюллер подсчитала словарный запас детей одного года и трех месяцев отроду. Оказалось, что одни из них знали более 200 слов, а другие – ни одного. Что же может сделать женщина, чтобы скорее услышать заветное «мама»? Заниматься развитием речи своего чада.

Сроки и нормы.

Без специального обучения ребенок осваивает речь к четырем годам, но такие ситуации редки ввиду того, что родители, так или иначе, способствуют речевому развитию своего чада. Все нормативные показатели условны, ведь нельзя с точностью до недели сказать, когда ребенок заговорит, поползет или пойдет. С другой стороны определенные сроки овладения этими навыками все же существуют.

Этапы развития речи:.

  • 0-2 месяца – единственное доступное средство общения в период новорожденности – крик и прач. При этом они могут иметь разные оттенки и зависеть от ситуации: мокро, холодно, голодно, больно или просто скучно;
  • 2-5 месяцев – к крику добавляется гуление, смех, улыбка, проявляется так называемый комплекс оживления. Так кроха впервые пытается заговорить, поэтому диалог обязательно нужно поддержать, ответить ему на «его языке». В этом возрасте важен не столько смысл сказанного, сколько интонации, ритмика речи, но и сводить сказанное только к сюсюканью не стоит;
  • 5-9 месяцев – гуление сменяется лепетом – повторяющимися слогами вроде «ля-ля-ля», «та-та-та» или «да-да-да»;
  • 10-12 месяцев – ребенку уже доступны понятия элементарных и коротких слов, например «да» или «нет», он пытается выразить их жестами;
  • 1-1,5 лет – лепетные звуки складываются в двусложные слова: «мама», «папа», «баба». Словарный запас может состоять из 10-15 таких слов;
  • 1,5-2 года – дите учится составлять простые предложения, состоящие из 2-3 слов, такие как «дай пить», «сиди там». Кроме глаголов и существительных в речи ребенка могут появляться и прилагательные: «хороший», «красивый», «большой» и пр.;

С трех лет дети развиваются все стремительней, учатся наблюдать и сравнивать, устанавливать смысловые связи. Пополнение словарного запаса, расширение лексикона, становление звукопроизношения происходят все активней.

К четырем годам в языковом арсенале появляются слова с суффиксами и приставками, к пяти осваиваются понятия синонимов, антонимов, паронимов, дети учатся правильно сочетать слова («налить чаю» и «наложить салат», а не «наложить чай» и «налить салат»). С шести лет они уже способны освоить падежи, родовую принадлежность, число.

Но, по мнению некоторых специалистов, оценивая развитие речи малышей, нельзя обращать внимание только на количество произносимых им слов. Важна также речевая активность, объем понимаемой обращенной к нему речи, то насколько он эмоционален и любознателен. важно, что активность ребенок может проявлять не только в словесной форме, но и лепете, мычании, каких-либо звуках, производимых нараспев.

Как развивать речевые навыки у детей?

Освоение речи у ребенка неразрывно связано с его эмоциональными переживаниями. То есть, если взрослые используют слова для передачи информации, то дети сопровождают ими ту или иную ситуацию или действие. 

Взрослые способны влиять на формирование речи своего отпрыска с самого раннего возраста:

  • Стадия «крик». Хотя кроха еще не знает слов, он прекрасно видит и слышит. Все свои знания в этот период он получает, наблюдая за окружающим миром и общаясь с родителями. Малыша интересуют движущиеся и звучащие предметы. Над кроваткой можно повесить музыкальный вращающийся мобиль, а также чаще разговаривать со своим чадом.
  • Стадия «гуление». Сытый, сухой и радостный младенец, с которым мама часто заговаривает, начнет гулить значительно раньше менее удачливых сверстников. Активизировать этот навык помогает общение с малышом. Он должен слышать речь, но не с экрана телевизора, радио или разговоры взрослых между собой, а речь, обращенную именно к нему. Это могут быть стишки, песенки и так далее.

Важно: очень важно, чтобы в этот момент кроха хорошо видел движения губ взрослых, желательно, чтобы мама комментировала все действия, когда купает, переодевает, обнимает своего кроху, поглаживает ему спинку или животик.

Когда ребенок начинает удерживать головку, его нужно выкладывать на животик, перед ним класть какие-нибудь игрушки и называть их, описывать. Не нужно использовать много игрушек одновременно, достаточно пары ярких и простых, способных заинтересовать. Мамино лицо также является предметом интереса. К крохе нужно давать себя рассмотреть, то приближаясь, то отдаляясь. Это самое время, чтобы начать играть в «ку-ку».

  • Стадия «лепет». Услышав первые слоги вроде «ма», «па» или «ба» старайтесь договорить за ребенка слово до конца: «мама», «папа», «баба». Крохе свойственно подражание и вскоре он самостоятельно будет произносить эти короткие слова. Их произнесение повлияет на развитие подвижности губ и языка, формирование коммуникативного навыка. В это время можно начинать озвучивать различных животных и механизмы. При этом можно указывать на картинки или игрушки. Например, показывая на котенка сказать «мяу», на собачку – «ав-ав», на ворону – «кар», на автомобиль – «би-би».

Совет: используя игрушки можно показывать и называть части тела: ушки, носик, глазки, сопровождая свои действия вопросами: «где у зайчика ушки», «где у кошечки носик» и т.д.

На этой стадии кроху интересуют динамичные игрушки, где что-то можно открыть, достать, изменить. Они не должны быть обязательно покупными (часто их качество оставляет желать лучшего, для их производства используются вредные пластмассы и краски), можно использовать кастрюли, шкатулки, коробочки, баночки уже имеющиеся дома. В них можно складывать более мелкие предметы. Важно чтобы среди всего, что предлагается малышу, не было ничего бьющегося или настолько мелкого, что его можно проглотить. Ближе к году ребенок уже прекрасно понимает то, что вы от него хотите. Его можно просить бросить кубик или мячик, дать ручку, сесть или встать.

  • Стадия «первые слова». Следует начинать тренировать губы и щеки вашего крохи. Для этого нужно купить ему губную гармошку или дудку и научить в нее дуть. Можно выдувать вместе с ним мыльные пузыри или строить веселые рожицы и гримасы. На этом этапе обязательно нужно называть вещи своими именами, не следует говорить «положи эту штуку сюда», лучше сказать «положи подушку на кроватку». Понимание ребенком слов уже достаточно развито, чтобы вводить запретное слово, например, «НЕТ» или «НЕЛЬЗЯ». Только использовать его нужно только в реально опасных ситуациях, а не повсеместно. Положительный эффект дают пальчиковые игры. Среди них «сорока-белобока», «ладушки», «коза рогатая», «замок» («На двери висит замок – кто его открыть бы мог?»), «Дарики-комарики». Кстати, одна из самых известных пальчиковых игр – «сорока-белобока», направлена не только на развитие мелкой моторики, но и дает радость телесного контакта, ведь имеет продолжение. После того, как бездельнику-мизинцу сказали, что его не накормят и не напоят, следуют такие слова и действия:

Пошел сам искать – средним и указательным пальцем взрослый совершает шагающие движения по ладошке к запястью малыша;

Здесь водичка холодненькая – нужно погладить запястье крохи и «шагать» к локотку;

Здесь водичка тепленькая – погладить локоток и переместить свою руку к плечу;

Здесь горяченькая – погладить плечико;

А здесь – кипяток, кипяток, кипяток – пощекотать ребенка под мышкой.

Развитию активной речи способствует развитие мелкой моторики. Это немудрено, ведь двигательные и речевые центры мозга находятся в непосредственной близости. Еще В. А. Сухомлинский, являясь известным педагогом, говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Таким образом, стимуляция пальцев рук позитивно сказывается на развитии зон мозга, ответственных за речь. Неисчерпаемым ресурсом для такой стимуляции являются крупы. Ребенка следует почаще брать с собой на кухню, высыпать в миску горох, гречку, рис или смесь круп, прятать в этой смеси маленькие игрушки и предлагать их там отыскать. На большой поднос можно насыпать слой манки и предложить пальчиком порисовать на нем, что крошке захочется. Такие занятия ему обязательно понравятся.

Порой дети протягивают руку к интересующему их предмету, произнося «Ы» с вопросительной интонацией. Это первое вопросительное слово, сочетаемое с указательным жестом, очень важный этап, когда ребенок понимает, что все вокруг имеет свое название.

Полезно знать: даже если кроха тычет пальцем (что у взрослых считается неприличным) нельзя его одергивать и запрещать это делать.

Напротив, поймав его заинтересованный взгляд или видя такой указательный жест нужно всячески стараться подробно прокомментировать то, на что он обращен. Для закрепления знаний пояснения взрослых можно подкреплять тактильными ощущениями. Так, если кроха указал на дерево или траву, нужно дать ему их коснуться, если на колокольчик или пианино, то дать ему позвенеть или коснуться клавиш. Показывая ребенку незнакомый предмет, например, книгу, нужно производить с ним какие-то действия: закрывать, открывать, отдать кукле и пр. Причем производить эти действия следует неоднократно. Если просто показывать книгу (причем, если это будет одна и та же книга все время) и не выполнять никаких действий, то ассоциативное мышление не разовьется и под «книгой» кроха будет понимать только одну единственную книжку (в конкретной обложке, конкретного цвета), остальные так и останутся неопознанными предметами.

Первые неуклюжие детские словечки нужно переводить на «взрослый язык», вплетать в словосочетания. Знание того, что его понимают, придаст крохе энтузиазма. Бояться, что эти слова такими и останутся уж точно не нужно. .

Для того чтобы применение той или иной методики развития речи было успешным следует придерживаться простых правил:.

  • говорить с крохой медленно и внятно,
  • использовать короткие фразы,
  • читать ему стихи и сказки,
  • обсуждать, что нарисовано на картинках,
  • все занятия проводить в игровой форме,
  • не сюсюкать, ведь речь взрослых – образец для подражания.

Следует помнить, что если играть с ребенком в развивающие игры с тоскливым видом, с оглядкой на часы, не проявлять искреннего интереса и радости от общения, то они не дадут желаемого эффекта. Еще один важный момент: во время игр нужно находиться с малышом на одном уровне, то есть, если он сидит на полу, то и мама должна сидеть там же, а не на диване.

Дефекты речи.

Случается, что у ребенка есть нарушения слуха. В таком случае вполне возможно отставание в речевом развитии. Взрослым не обязательно слышать четко произнесенные слова, чтобы понять их, поэтому если проблемы со слухом развиваются у взрослого человека, то это никак не отражается на его способности к общению, он способен дополнять недостающие элементы слов исходя из ранее приобретенного опыта просто по догадке. Если проблема настигла ребенка, еще не имеющего подобного опыта, то погрешности в его речи могут быть весьма ощутимы. Ребенок слышит слова не полностью или нечетко, может слышать одно и то же слово по-разному, поэтому не запоминает их. Как следствие – бедный словарный запас. Также проблемы со слухом влияют и на произношение. Слабослышащие дети употребляют искаженные до неузнаваемости слова. При этом родители могут и не догадываться об истинных причинах проблем. Порой они становятся очевидны только после поступления ребенка в школу. Такие ребята отличаются плохой успеваемостью, с трудом понимают прочитанное, наблюдаются дефекты письма.

Для того чтобы избежать возникновения таких проблем у школьника при обнаружении задержки в речевом развитии можно самостоятельно предпринять попытку проверки слуха.

Для этого достаточно стать на расстоянии 5-6 метров у ребенка за спиной и произнести знакомые ему слова, но шепотом. При полноценном слухе малышу не составит особого труда уловить его. Если он не слышит, то нужно сокращать расстояние до тех пор, пока он не сможет повторить произнесенное. Может случиться, что ребенку не удалось разобрать шепот, тогда всю процедуру надо повторить, но уже используя нормальный разговорный тембр и громкость голоса.

Слабослышащих детей следует сводить на прием к отоларингологу, который назначит лечение или посоветует звукоусиливающую аппаратуру. С детьми с нарушением слуха нужно усиленно заниматься, развивая речь и обучая чтению с губ. Для этого они должны смотреть прямо в лицо говорящего, а тому в свою очередь нужно произносить слова четко и членораздельно.

Существуют и другие отклонения, для устранения которых следует обратиться к логопеду. Но бежать в поликлинику с ребенком до двух лет, пока еще не заговорившим не стоит. С точки зрения психологии существует два типа детей в отношении развития речи. Первый – говоруны. Такие малыши начинают говорить очень рано, они много спрашивают и рассказывают сами. Второй тип – молчуны. Они имеют наклонность к созерцательности, как правило, начинают говорить поздно, но дефекты в их речи практически не встречаются. Визит к врачу не стоит откладывать, если речь трехлетнего малыша с трудом понимают даже самые близкие люди или когда до недавних пор общительный ребенок внезапно перестал общаться с родителями и другими детьми.

Важно: как правило, источниками неприятностей с развитием речи являются тяжелая беременность и родовые травмы. Среди таких отклонений дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, мутизм, общее недоразвитие речи.

Эти нарушения могут проявляться лишь в дефективном произношении некоторых звуков, а могут присутствовать нарушения формирования всех компонентов речевой системы (звуковой и смысловой стороны). Существует еще диагноз задержки речевого развития, но его ставят многим малышам, которые уже через полгода догоняют и перегоняют своих сверстников в этом самом развитии.

Совет: самыми простыми отклонениями можно попытаться справиться своими силами. Для этого ребенку нужно тренировать мышцы губ, щек, подбородка.

Это очень просто сделать, если дать ему удерживать во рту соломинку для коктейля на время, когда не требуется речевое общение, например, когда он смотрит мультфильм. Случается, что произносить правильно некоторые звуки мешает укороченная подъязычная уздечка. Немного ее «растянуть» можно, если давать ребенку вылизывать блюдца и тарелки с разными вкусностями.

Развитие речи малышей. Видео

 

Просмотров: 1317
  • Статус:
  • Написал: Аня   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Я свою доченьку научила говорить при помощи детских песенок которые еще моя мама мне напевала в детстве. Детям это очень нравиться. И моя Алиса стала говорить несложные фразы. Главное говорить слова четко, но нежно с любовью и ребенок будет слушать и повторять.
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Инна   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • У дочки в два года и месяц произошел, как говорят, "прорыв". Ее небольшой словарный запас начал резко пополняться. И уже через месяц она начала строить предложения из трех-четырех слов. Общение с ребенком, чтение книг - обязательно не только для развитие речи, но и для гармоничного роста маленького человечка.
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Горшкова Ольга   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Если бы я прочитала эту статью, когда у меня первому ребенку было 2 года, то, наверное, вся бы испереживалась. Он у меня очень долго не хотел говорить словосочетания, складывать предложения, и все мои старания научить ребенка произносить слова были тщетны. А в 4 года как "прорвало",и понеслось! Аж такие заумные речи стал говорить, да еще сравнения, определения всякие, да ещё безумолчно!
  •    цитировать         
Добавить комментарий
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Напишите ответ цифрой 5+2-3 =
Самое популярное
    © Best-nyanya.ru. Все права защищены.