» » » Кризисы развития ребенка

Кризисы развития ребенка

  • Категория: Полезно знать
  • Дата: 6-09-2015

В жизни каждого человека есть периоды, когда он находится в конфликте с окружающей действительностью. Эти периоды иначе называют возрастными кризисами. Слово кризис происходит из греческого языка и означает переломный момент. Но если в жизни взрослого человека такие переломные моменты случаются приблизительно раз в семь лет, то дети сталкиваются с ними значительно чаще. Каждый такой период связан с приобретением качественно новых знаний и умений, в то время как в периоды покоя происходит в основном количественное их накопление. То, насколько болезненно будет протекать переход от одного возрастного этапа к другому, во многом зависит от родителей малыша, их педагогического таланта.

Не следует полагать, что возрастные кризисы развития ребенка неизбежны. Они являются скорее свидетельством неправильно выбранного направления воспитательного процесса, когда малыш переживал переломный момент, сдвиг в своем психическом развитии. Причем границы так называемых возрастных кризисов или сдвигов весьма условны, что объясняется индивидуальными особенностями маленького человека. Следующий материал призван помочь родителям выбрать правильную тактику, научить их разумно управлять процессом психического развития своего чада с помощью воспитания.

Кризисы первого года жизни

К кризисам первого года жизни относится кризис новорожденности и лактационные или младенческие кризисы, которых насчитывается три. Когда малыш только появляется на свет, ему сразу же предстоит справиться с нелегкой задачей – приспособиться к новой среде обитания. Это маленькое существо нуждается во взрослых людях, которые его окружают, как больше никогда не будет. Не замерзнет или не перегреется малыш, останется голодным или будет сытым находится во власти взрослых. Новорожденный полностью физиологически зависим, основными его рефлексами является дыхательный и сосательный, но иногда и их реализация во многом зависит от докторов и матери, ведь выразить свои желания кроха еще не в состоянии. Например, сосательный рефлекс будет удовлетворен, если правильно и вовремя приложить ребенка к груди.

Полезно знать: признаком того, что появление на свет является все же кризисом, стрессом для ребенка является потеря им веса в первые несколько дней после рождения.

Единого мнения о том, когда этот кризис заканчивается, нет. С одной точки зрения это случается только с приобретением ребенком набора определенных реакций, которые называют комплексом оживления, в том числе использование крика и плача для привлечения внимания, реакция возбуждения и появление улыбки при приближении взрослого. С другой точки зрения это происходит в момент, когда масса тела ребенка достигает величины, которая была у него при рождении.

Младенческие кризисы случаются в трехмесячном возрасте, в полгода, и девять месяцев. Их называют также лактационными, поскольку они связаны с прерыванием грудного вскармливания. К трем-четырем месяцам наступает первый критичный срок, когда поведение малыша меняется не в лучшую сторону. Это поведение называют ложным отказом от груди, поскольку выражается оно в том, что ребенок упирается и отворачивается, когда его пытаются накормить, даже если голодный. Когда ребенок не берет грудь ни при каких обстоятельствах, то такой отказ считается категорическим. Но в большинстве случаев иногда его все же можно уговорить, такой отказ считается лояльным. При этом ребенок соглашается сосать какую-то одну грудь, в определенной позе или в определенное время, например, перед сном. Такое поведение провоцирует женщину на введение прикорма или что еще хуже, полное прекращение грудного вскармливания.

Полезно знать: на поведение младенца оказывают влияние множество факторов, а первым из них является настрой самой женщины. Если мама опасается, что у нее пропадет молоко, то его становится все меньше, ребенок не наедается, его переводят на искусственные смеси.

Правда, ситуация может быть абсолютно противоположной, малыш может отказаться от грудного вскармливания, так как молоко пребывает слишком быстро и в больших количествах и он во время кормления им захлебывается. Использование пустышек и бутылок, как и активное введение прикорма также нередко приводит к тому, что ребенок отказывается от грудного вскармливания, так как добыть еду из бутылки, ложки или чашки значительно проще, чем из груди.

Полезно знать: еще одной причиной может стать прорезывание первых зубов. Если кроха будет с непривычки кусать маму, а она при этом будет вскрикивать, то это вполне вероятно напугает ребенка и он откажется кормиться из груди.

К концу четвертого месяца жизни также полностью завершается формирование зрения у ребенка, а значит, он начинает видеть мир совсем иначе, чем до этого момента. Новые впечатления интересуют и пугают его одновременно, поэтому он может часто отвлекаться от груди.

Перерастет ли ложный отказ от груди в истинный зависит только от женщины, ее материнских инстинктов и знаний. Если мать проявит упорство, не завершит грудное вскармливание, а будет все так же прикладывать ребенка к груди, то при условии, что причина отказа будет устранена вероятность того, что процесс наладится максимум в течении месяца очень высока. Уход малышу в это время должна обеспечивать исключительно мать, остальные члены семьи могут помочь, только если будут ухаживать за самой женщиной.

Следующие кризисы первого год жизни, которые происходят в полугодовалом и девятимесячном возрасте, возникают под влиянием похожих факторов. Кроме того, у ребенка активно развивается мышление и моторика, он заявляет о себе, как о личности, требует повышенного внимания. Некоторые женщины принимают эти кризисы за инициативу ребенка в завершении грудного вскармливания, но он физиологически нуждается в материнском молоке примерно до двух лет, поэтому такое умозаключение неверно. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации – проявить любовь, заботу и внимание к малышу, дать ему понять, что мама всегда рядом, но, главное, продолжать грудное вскармливание.

Кризис одного года

Годовалый малыш овладевает все новыми навыками, он учится ходить и ему все интереснее познавать окружающий мир, он с диким восторгом бросается ко всему, что попадется на глаза, особенно если увидел открытую дверь шкафа. Зачастую его попытки познакомиться с чем-то новым пресекаются взрослыми, что вызывает негодование и бурю эмоций в маленьком человечке, он плачет и истерит, повторяет свои действия снова и снова, поскольку не умеет выражать свои желания иначе. Главное открытие, которое ребенок делает в этом возрасте, состоит в том, что пониманию ребенка открывается истина – взрослые умеют больше и им позволено больше, а мама и папа уже взрослые. Причем такое положение дел кажется ему несправедливым, он не желает подчиняться воле взрослых, более того, новые впечатления так его захватывают, что он просто физиологически не в состоянии контролировать свои эмоции.

Важно: ребенок в этом возрасте исследует границы дозволенного. При этом реакция родителей на одни и те же его действия должна быть закономерной.

Так, если малыш грызет электрические провода, дергает газовый шланг, поворачивает вентили на плите или старается открыть духовку, в которой что-то печется, подбирает мусор на улице, то его, конечно, следует остановить, но запреты должны в этот период сводиться к минимуму. То есть тяжелые и хрупкие вещи следует убрать вне пределов досягаемости ребенка, а все остальное разрешить трогать и брать. Если невозможно, например, закрыть все шкафчики и ящики на кухне, то следует сделать сортировку вещей в них таким образом, чтобы хотя бы в двух из них ребенку позволено было рыться. В каждой кухне найдутся капроновые крышки, небьющиеся емкости, ложки, воронка для жидкостей, деревянная разделочная доска, скалка и так далее. К этим предметам и следует предоставить доступ ребенку, тогда можно будет отвлечь внимание, когда его вдруг заинтересует шкаф, в котором находится что-то непредназначенное для игр (блендер, мясорубка и прочая кухонная утварь).

Бывает, что годовалый малыш ни на шаг не отходит от мамы. Это также можно отнести к признакам кризисного возраста. Очень важно в этот период побольше общаться с ребенком. Хотя малыш в возрасте одного года еще не может выражать свои мысли в полной мере, но он уже способен жестами и мимикой показать чего бы ему хотелось.

Потакать и баловать ребенка из-за того, что он часто устраивает истерики тоже не стоит, поскольку велик риск, что с маленьким капризулей придется жить даже после того, как минет кризис одного года. Уже с первых годов жизни уделяйте внимание развитию вашего малыша.

Кстати, девочки его преодолевают быстрее, чем мальчики. Если у ребят он может длиться и до двух лет, то девчонки к 1,5 годам, как правило, уже преодолевают этот сложный период.

Таким образом, можно выделить несколько правил, которых следует придерживаться родителям годовалого карапуза, в том числе запрещать ему как можно меньше, развивая тем самым его познавательные способности, создать в доме безопасную обстановку, позволяющую малышу безопасно исследовать окружающий мир, вместо прямого запрета можно переключать внимание малыша, предлагать альтернативу.

Совет: если предмет, предложенный в качестве альтернативы, ребенка не особо интересует, то его можно заинтересовать действием, которое с этим предметом можно произвести.

Так, если ребенка заинтересовала хрустальная ваза, а родители вместо нее по очевидным причинам предложили пластиковую тарелочку, которая ему не слишком интересна в данный момент, то можно предложить ему постучать по ней ложечкой, насыпать в нее горох или фасоль и так далее. Чем больше будет различных альтернатив, тем лучше.

Кризис трех лет

В этом возрасте темперамент ребенка приобретает все более яркие черты. Очень редко можно встретить покладистого трехлетку, этот кризис редко кого обходит стороной, поэтому его еще называют кризисом строптивости. В характере трехлетнего малыша четко просматриваются такие черты, как деспотизм, негативизм, упрямство (если что-то попросил, то будет настаивать на выполнении просьбы, даже если давно расхотел это, проверяя считаются ли с его точкой зрения), строптивость, своеволие, обесценивание. Последнее проявляется в том, что все горячо любимое ребенком ранее обесценивается в его глазах. Он может ломать дорогие сердцу игрушки, рвать книжки, бить близких людей (бабушку или маму), обзывать их плохими, противными, злыми.

Проявлениями деспотизма является желание ребенка везде и всюду диктовать свои условия, правила поведения. К примеру, он считает, что может решать, кому из домочадцев можно выходить из комнаты или входить в нее, а кому нельзя, во что им надеваться или как одевать самого маленького тирана, что им и ему есть, с его точки зрения остальные члены семьи не имеют прав. Негативизм и строптивость проявляются в том, что ребенок отказывается делать буквально все, что ему предлагают, протестует против привычных норм воспитания и уклада жизни. Он противоречит из принципа, к примеру, даже будучи очень голодным может отказываться от еды. Родителям следует упрямство трехлетки сделать его инструментом для достижения поставленной цели в будущем, а для этого нельзя постоянно и бездумно подавлять волю ребенка.

Своеволие – это своеобразное стремление к самостоятельности, к которой зачастую малыш оказывается не готов. То, что хочет ребенок сделать сам попросту может быть для него опасным. Поэтому к вопросу развития самостоятельности малыша стоит подходить с особым вниманием.

Вполне естественно, что такое поведение приводит к возникновению конфликтов. Однако трехлетнему малышу нужно позволять совершать ошибки, если они грубо не противоречат правилам безопасности ребенка. Это позволяет малышу приобрести адекватную самооценку и уверенность в своих силах, научиться соотносить свои желания и возможности. Еще не придумано более безопасного и действенного способа научить ребенка чему-либо, чем игра. В «тепличных» игровых условиях ребенку проще всего совершенствовать свои навыки и познавать возможности.

Основными проявлениями кризиса в этом возрасте являются частые истерики, слезы, капризы. Самым действенным способом прекращения истерики, как и в любое другое время, признано лишение маленького актера публики.

То есть не следует ничего предпринимать, а тем более удовлетворять желание ребенка иначе он привыкнет таким способом добиваться желаемого. Когда малыш немного успокоится, то следует обсудить ситуацию и объяснить, почему все же его желание не может быть удовлетворено. Если он захочет обнять маму, то ни в коем случае нельзя его отталкивать. Физическое наказание в качестве способа прекращения истерики не только не только неэтично, но и малоэффективно. Это не научит ребенка анализировать ситуацию, а лишь закрепит в нем понятие, что прав всегда тот, кто сильнее. Впоследствии он может бить сверстников, близких, если он не найдет способа выразить свои эмоции иначе.

Если с годовалым малышом лучше всего срабатывают отвлекающие приемы, то в трехлетнем возрасте нужно предоставлять ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Так, если ребенок отказом отвечает на предложение пойти погулять, то вместо этого можно его спросить, куда сегодня он пойдет гулять, в парк или на детскую площадку, какую кофточку или штанишки он оденет. Когда детки отказываются кушать, то опять-таки можно сформулировать вопрос, например, из какой тарелки он хочет сегодня есть, с каймой или с рисунком на донышке, что он хочет, суп или кашу.

Родителями в этом возрасте широко применяется психологический прием «сделай наоборот», когда родители начинают просить ребенка сделать то, чего они на самом деле не хотят, стараясь добиться противоположного результата. Так, они могут его просить не кушать суп или не ложиться в кровать и так далее. Но такой прием является обманом, манипуляцией, хотя и действенен с упрямым малышом. Мало того что это не этично по отношению к ребенку, так это еще и идет вразрез с основными задачами развития личности. Большие сомнения вызывает тот факт, что у ребенка, которого постоянно обманывают, разовьются необходимые качества характера, лидерские способности.

Полезно знать: отказ ребенка от освоенных моделей поведения в кризисные периоды является единственно возможным путем развития личности, поскольку возникновение нового в обязательном порядке сопровождается отмиранием старого.

В три года ребенок впервые осознает себя самостоятельным психическим существом, отдельным от мамы и папы, бабушки и дедушки, он обретает свое «Я», поэтому это местоимение звучит в его речи все чаще. Однако «Я» трехлетки направлено вовне, что и проявляется появлением отрицательных черт характера. Он стремится не просто познавать мир, а и самореализоваться, проверить свои возможности, поэтому его собственное «Я» выражается в понятии «Я сам». Даже если маме гораздо быстрее самостоятельно одеть кроху, то он уже может этого не позволить, а будет пробовать сделать все самостоятельно. В такой ситуации лучше проявить терпение, поскольку можно спровоцировать истерику.

Спустя некоторое время вместе с гордостью за свои новые достижения ребенок начинает воспринимать близких ему взрослых уже не как источник заботы о нем, а как образец для подражания. Для него важно, чтобы близкие оценили и одобрили его успехи.

Из этого следует, что правила, которым необходимо следовать родителям трехлетки, можно сформулировать следующим образом. Они должны уважать мнение ребенка, его решения, даже если они ошибочны. Иногда более действенным оказывается метод естественных последствий, чем уговоров и предостережений.

Совет: с ребенком в этом возрасте уже нужно договариваться, а не подавлять своей волей, с ним нужно обсуждать различные ситуации, проявлять к нему уважение, спрашивать совета. Это учит кроху быть гибким, не проявлять упрямство до последнего момента.

У малыша в обязательном порядке должно быть свое личное пространство, которым он может распоряжаться по своему усмотрению. Если нет возможности выделить ему целую комнату, то пусть это будет детский уголок. Иногда родителям полезно притворяться незнайками и просить чадо научить их выполнять то или иное действие, например, чистить зубы или играть в игру.

Кризис семи лет

Кризис этого возраста совпадает со значительными физическими изменениями и сменой деятельности ребенка. Организм малыша интенсивно растет, меняется его внешность, выпадают молочные зубы, совершенствуется координация движений, увеличивается мышечная сила. Ребенок становится школьником. С приобретением нового статуса у него возникают и новые интересы, он начинает по-другому познавать мир. Если раньше основным источником познания была игра, то теперь она исчерпала свои развивающие возможности для ребенка. Он больше не хочет воображать, что и как работает, ему нужно четко это знать и понимать. Малыш может разобрать на детали любимую машинку, чтобы понять, как она устроена, или постричь куклу, дабы узнать красивее ли она от этого станет. Эти действия, направленные на познание окружающего мира, могут восприниматься родителями как акты вандализма.

Полезно знать: возрастной кризис семилеток, как и предыдущий кризисный возраст, сопровождается резкими поведенческими изменениями. Одни дети замыкаются в себе, другие, напротив, способны заражать своей активностью, а третьи становятся неуправляемыми, начинают кривляться, паясничать, пререкаться.

Поскольку род деятельности детей в семь лет резко меняется, изменяется их режим дня, то они быстро устают, становятся раздражительными, у них случаются беспричинные вспышки гнева. По мнению ребенка в возрасте семи лет взрослые знают все, поэтому он старается во всем им подражать. При этом копируют дети не только положительные черты характера и поступки, но и отрицательные. Примеряя на себя чужие роли, малыш ведет себя не всегда в соответствии с ситуацией. Отсюда появляются кривляние, эмоциональная непоследовательность, неестественность поведения.

В семилетнем возрасте происходят серьезные личностно-психологические изменения. Ребенок начинает понимать причины своих огорчений, страхов, радости. Если раньше убеждения родителей в том, что он самый лучший имели силу и не требовали доказательств, то теперь ему важно знать в чем он лучше. Малыш начинает критически оценивать себя, реакцию окружающих на свои действия. Его самолюбие в этом возрасте очень уязвимо, если он не обнаруживает подтверждения своей «хорошести», то появляется неуверенность в себе. Ребенок может отказываться идти в школу, боясь не оправдать ожидания родителей, учителей, одноклассников.

Совет: родителям в первую очередь нужно помочь ребенку научиться верить в себя, но при этом реально оценивать собственные возможности. Следует открыть малышу простую истину, что если не получилось в первый раз, то во второй все может получиться.

Однако свои слова родители теперь обязаны аргументировать, подкреплять действием. В семилетнем возрасте ребенок уже способен увидеть разницу между тем, что сказала мама и тем, что сделала.

Правила для родителей семилетки заключаются в следующем. Если ребенок занят каким-то делом и не обращается за помощью, то лучше не вмешиваться в процесс, иногда нужно просить его помощи в домашних делах, это докажет ему, что в его силы и способности верят. Малыша следует научить отвечать за свои поступки, для этого он должен познать последствия своих действий или бездействия. Чтобы ребенок не чувствовал себя в школе отстающим его нужно обучить чтению и счету, постараться подготовить его к новому статусу школьника морально.

Кризис подросткового возраста

Отнесение определенных моментов в жизни ребенка к кризисным периодам происходило в случайном порядке. Если кризис новорожденности был определен как таковой в последнюю очередь, то самым первым изученным детским возрастным кризисом стал пубертатный. Это неслучайно, поскольку подростковый кризис является одним из самых критичных этапов в человеческой жизни.

Подростки почти никогда не бывают ласковыми и покладистыми, они всячески стараются освободиться от родительского контроля. Им свойственны такие черты характера, как агрессивность, несдержанность, эгоизм, обидчивость, самонадеянность. Нередко дети в 12-15 лет начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, вступать в случайные половые связи. Так они выражают свое стремление поскорее стать взрослыми, а значит, самостоятельными. Доказано, что эти желания никак не связаны с самим половым созреванием, гормональными изменениями в организме ребенка, они носят социальную обусловленность.

Полезно знать: психологические особенности подростков изначально не предполагают никакого негативизма. Куда тинэйджер будет прикладывать свою энергию всецело зависит от родителей, педагогов и круга его общения, то есть от внешних условий.

Очень хорошо, если родителям удается научиться слушать и занять дружеские позиции по отношению к своим детям, тогда последние будут просить у них совета по любому важному для них поводу. Конфликты в семье возникают зачастую по причине того, что подросток уже не воспринимает мнение родителей, как единственно верное, но по-прежнему нуждается в их материальной поддержке.

Права ребенка лучше определить заранее, до возникновения подросткового кризиса. Если подросток добьется признания своих прав посредством требований и конфликтов, то будет уступкой со стороны родителей, признанием их поражения на воспитательном поприще. При этом родителям девочек-тинэйджеров легче, поскольку они редко открыто конфликтуют, отстаивая свое мнение. Практически единственным воспитательным инструментом в этом возрасте является использование интересов подростка. Его можно лишать каких-то привилегий или предоставлять их ему. Но для того чтобы эти приемы срабатывали необходимо, чтобы у ребенка было сформировано чувство уважения к старшим, которое закладывается еще в ранние детские годы.

Основное правило для родителей подростков гласит – стать хорошим примером для подражания. То есть, нельзя срываться на ребенке, даже если он вспылил, или выступать с позиции силы и авторитета. Правила для всех членов семьи, старшего и младшего поколений, должны быть одинаковыми. Следует прислушиваться к мнению ребенка и искать компромиссные решения проблем.

Кризисы детского развития. Что делать? Видео

 

 

Просмотров: 2806
  • Статус:
  • Написал: Аня   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Наиболее ужасно, как для меня, это пережить рост зубиков малыша - пока мы пережили этот этап в жизни моей принцессы, я осталась седой.. Столько слез, столько мучений пережила мя крошка, что мне самой сердце болело это видеть..
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Елена   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Моей дочке сейчас 6,5 лет, и все кризисы, которые, по идее, должны были пройти до этого возраста, у нас проскочили практически незамеченными. Видимо, судя по статье, мы все правильно делали в эти моменты :) А вот на последующие периоды обязательно обращу внимание.
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Галина   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Моей дочери сейчас 4 года. Год назад я испытала на себе все "прелести" возраста 3-лет. До этого - просто идеальный ребенок, в три года - как подменили. Не слушается, все делает вопреки, крик и слезы по любому поводу. Причем она сама очень от этого страдает, но будучи ребенком конечно не осознает и не понимает, что с ней происходит. Я пыталась и по-хорошему, и по-плохому поправить ситуацию. Результата особого не приносит ни то, ни другое. И знаете, я пришла к простому и, мне кажется, самому правильному решению: ребенка в такие периоды нужно просто еще сильнее любить и всячески показывать ему это вниманием и лаской. Нам (и дочери, и мне) помогло справиться с кризисом только это.
  •    цитировать         
Добавить комментарий
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Напишите ответ цифрой 6-3=
Самое популярное
    © Best-nyanya.ru. Все права защищены.