» » » Переутомление у ребенка. Как избежать проблемы?

Переутомление у ребенка. Как избежать проблемы?

  • Категория: Полезно знать
  • Дата: 2-11-2015

Зачастую родители в своем стремлении дать чаду все лучшее стараются активно развивать его сразу во многих сферах жизнедеятельности. Случается, что дитя после школы вынуждено посещать несколько кружков, курсов, секций, заниматься с репетитором. При этом не все подобные занятия могут быть интересны ребенку. Но даже если он и проявляет интерес, то чрезмерная как физическая, так и умственная загруженность способствует накоплению усталости, которая может привести к переутомлению. Как же характеризуется это патологическое состояние и почему так важно не допустить его развития?

Переутомление и механизм его развития

Взрослые называют переутомлением состояния, которые таковыми не являются, поскольку не задумываются об истинном значении термина. Часто под этим подразумевается сильная усталость, являющаяся субъективным признаком утомления. Взрослым и в голову не приходит, что малыша, который весь день разглядывает картинки или играет, может настигнуть утомление, так как они не видят отличий между утомлением и физической усталостью.

Утомлением называют психофизиологическое состояние, связанное с совершением какой-либо деятельности и приводящее к временному снижению ее эффективности. Это состояние является естественным для организма. Более того, оно может быть даже полезно.

Полезно знать: несильное утомление тренирует организм, заставляя задействовать его резервы, развивать возможности, повышать работоспособность. Но чрезмерное напряжение резервов при длительном утомлении сказывается отрицательно.

Состояние утомления – это своего рода сигнал о том, что необходимо снизить интенсивность нагрузок или временно прекратить осуществление деятельности.

Субъективными ощущениями при утомлении является дискомфорт, головные боли различной интенсивности, мышечное напряжение в конечностях, снижение концентрации внимания, апатия, замедление реакций и речи, раздражительность и другие.

Но существуют и объективные признаки, свидетельствующие о неблагополучии, как невозможность выполнить элементарные действия, учащенное дыхание, нарушения сердечного ритма, перепады кровяного давления, накопление молочной кислоты в мышцах. В анализах крови также наблюдаются изменения, в том числе количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина увеличивается, а тромбоцитов падает.

Переутомление развивается на фоне физического, интеллектуального и психического истощения. В первом случае это выражается в нарушении мышечных функций, как снижение силы, точности, замедление скорости реакции, отсутствие согласованности в движениях.

Полезно знать: если ребенок учится или занимается спортом на пределе своих возможностей, то это неминуемо ведет к переутомлению, особенно если при этом он имеет неполноценные или недостаточные периоды отдыха, не позволяющие полностью восстановить работоспособность.

При психическом и умственном переутомлении наблюдаются трудности сосредоточения, ослабления концентрации внимания.

Ускоряют развитие переутомления несбалансированное питание, психологическое напряжение и стрессы (неприязнь и насмешки со стороны сверстников, постоянное ожидание оскорблений, чувство неполноценности, страх перед тестом или экзаменом, боязнь наказания), отсутствие двигательной активности при высоком умственном напряжении, физическая работа, значительно превышающая возможности детского организма. Таким образом, переутомление может стать результатом как однократной перегрузки, так и хронической усталости.

После прочтения изложенного могло создаться впечатление, что переутомлением страдают все от дошкольников до стариков, а младенцам оно не свойственно. Однако это не так. Дети грудного возраста также могут быть подвержены этому патологическому состоянию, если нарушен их режим дня, то есть когда кроха спит меньше, чем ему необходимо. Причин тому множество, от нездоровья до шумных соседей.

К переутомлению также могут привести прием некоторых лекарственных препаратов и наличие хронических заболеваний. Так, это нарушение может развиться:

  • если ребенок болеет простудными заболеваниями более двух раз в месяц и при этом применяются противокашлевые или другие лекарства для устранения симптомов,
  • если малыша укачивает в транспорте, но ему нужно каждый день добираться в школу на автобусе и он вынуждено принимает препараты для устранения чувства дурноты,
  • в случае проявлений аллергии, когда без применения антигистаминных средств не обойтись,
  • подростки могут самостоятельно применять оральные контрацептивы или употреблять вещества, оказывающие воздействие на нервную систему, те же снотворные.

Среди болезненных состояний, способных привести к переутомлению, находятся нарушения сна, сердечна недостаточность, длительно текущие инфекционные заболевания, гормональные изменения, онкологические болезни, патологические состояния дыхательной системы, как астма, эмфизема легких и прочие.

Симптомы переутомления у детей

Здоровые дети всегда энергичны, они готовы преодолеть все преграды на пути познания окружающего мира или для того чтобы воплотить свою идею. Совсем иначе они себя ведут в состоянии нездоровья. Переутомление как раз относится к таким состояниям и проявляется нарушениями со стороны многих органов и систем организма. В зависимости от степени выраженности этих проявлений принято различать переутомление первой, второй и третьей степени.

О переутомлении первой степени свидетельствуют лишь субъективные признаки. Как ни парадоксально, но чувство усталости вызывает у детей трудности с засыпанием, а сам сон не приносит желаемого отдыха. Ребенок не может расслабиться и погрузиться в глубокую фазу сна, много ворочается и часто просыпается от кошмаров или других тягостных сновидений. Малыш, который уже давно отвык от дневного сна, может снова спать в обеденное время. В результате сонливости днем и бессонницы ночью нарушается режим дня.

Характерными проявлениями на этой стадии переутомления также является спонтанные колебания температуры тела, снижение рефлексов, нарушения аппетита у ребенка.

Причем одни дети могут потерять аппетит, а другие, напротив, начинают кушать все подряд, поэтому у одних переутомление со временем проявляется стремительной потерей, а у других излишним набором веса.

Дети в состоянии переутомления плохо справляются с любыми психическими и физическими нагрузками, постоянно отвлекаются, не могут сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, им трудно усидеть на одном месте, поэтому они часто меняют позу или осуществляют несвойственные им движения (грызут ногти, теребят волосы, ковыряют в носу), теряют интерес к ранее любимым занятиям, которые требуют от них внимательности.

Полезно знать: работоспособность у таких мальчиков и девочек существенно снижается, продуктивные периоды очень короткие и для достижения намеченных целей им приходится напрягать оставшиеся резервы организма.

Ребенок на второй стадии переутомления очень быстро устает, всплески работоспособности у него наблюдаются только непосредственно после пробуждения и отдыха, реакция на раздражители при этом замедленная, даже незначительное событие может вызвать всплеск эмоций у ребенка, смену настроения. Малыш может расплакаться или, напротив, ожесточиться. В ответ даже на незначительное мышечное напряжение может возникать тремор конечностей или спазм. Разбитость и вялость ребенок может чувствовать не только после физической деятельности. Мышечная усталость накапливается и при нервном переутомлении, будь то сложный экзамен или напряженная беседа.

К субъективным проявлениям переутомления на второй стадии присоединяются объективные симптомы. При этом лицо малыша приобретает нездоровый вид, глаза могут быть красными, кожа бледной и отечной, с синяками под глазами, у него могут случаться приступы тошноты и рвоты, обморочные состояния, усиленное потоотделение, у девочек-подростков наблюдаются нарушения месячных циклов, потеря веса. Часто дети жалуются на головную боль, плохое самочувствие, которые являются результатом нарушения обмена веществ, спонтанных изменений сердечного ритма и кровяного давления.

При переутомлении третьей стадии субъективным проявлением является полная апатия, а объективным – крайне плохое самочувствие. При этом ребенок полностью утрачивает работоспособность и выполнение любых действий происходит при максимальном напряжении резервных сил организма. Незначительная нагрузка на этой стадии переутомления способна спровоцировать срыв, когда малыш прекращает выполнять даже элементарные манипуляции.

Следует сказать, что проявление переутомления у ребятишек дошкольного возраста и у подростков имеют некоторые отличия. Так, у первых первыми признаками утомления являются капризы, малыши становятся непоседливыми, их сложно успокоить и призвать к порядку, вторые же скорее проявят излишнюю агрессию и грубость, что является свидетельством дискомфорта. Но у всех детей без исключения на фоне постоянного физического, умственного и психического напряжения ослабевает иммунная система, что делает их более восприимчивыми к разного рода инфекциям, они начинают чаще и дольше болеть.

Важно: если ребенку вовремя не оказать помощь, то у него могут развиться различные психические и неврологические нарушения вроде невроза, истерии или нейроциркуляционной дистонии, соматические заболевания, как язвенная или гипертоническая болезнь.

Кроме того, поскольку в состоянии переутомления дети становятся рассеянными и невнимательными, то увеличивается риск получения ими травм.

Лечение переутомления у детей

К лечению переутомления необходимо приступать при выявлении первых его признаков, не дожидаясь пока оно прогрессирует до второй или третьей степени. Степень развития синдрома переутомления должен установить врач на основании клинической картины. Кроме педиатра ребенка следует показать невропатологу, кардиологу, остеопату и некоторым другим узким специалистам. На основании данных их осмотров и должно назначаться лечение при переутомлении.

Совет: основополагающий принцип терапии при этом отклонении сформулировать довольно просто. Он заключается в том, чтобы снизить все виды нагрузки и полностью исключить воздействие факторов, которые привели к такому состоянию.

В принципе, этого может быть достаточно, для того чтобы ребенок справился с переутомлением первой степени, особенно если обеспечить ему условия, необходимые для полноценного отдыха. Такого режима следует придерживаться в течении минимум 2-4 недель. К обычной деятельности ребенок должен возвращаться постепенно. На это ему может потребоваться месяц и более.

При лечении переутомления второй степени ключевым моментом является полное отстранение от повседневной деятельности и исключение влияния стрессирующих факторов на пару недель. В это время применяются специальные восстановительные техники и мероприятия. Переутомление третьей степени лечится исключительно в условиях клиники с применением медикаментозных средств.

Некоторые ситуации, при которых ребенок пребывает на начальной стадии переутомления, не требуют корректировки. Причиной упадка сил могут стать новые условия жизни. К примеру, он впервые пошел в детский сад или школу, что кардинально изменило ритм его жизни, увеличились нагрузки. Естественно, что в первое время малыш с непривычки может уставать, но как только завершится процесс адаптации, он снова станет тем непоседой, которого так привыкли видеть перед собой родители.

Важно: если состояние прогрессирует, то нельзя оставлять это без внимания, следует постараться снизить уровень нагрузки.

Как избежать переутомления у детей?

Многие родители полагают, что польза от множества дополнительных занятий и тренировок чрезвычайно велика и стоит всех усилий их чада. Однако среди причин психических расстройств у детей нехватка времени на собственные желания и потребности занимает одно из первых мест. К другим нарушениям, к которым приводят непомерные нагрузки, относятся нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Важно: с целью профилактики переутомления у своих малышей родителям, во-первых, следует пересмотреть свои приоритеты и решить, что для них важнее образование и хорошие отметки или здоровье их чада.

Во-вторых, им нужно внимательно присмотреться к своему ребенку, ведь то, что вполне по силам одному для другого непомерная нагрузка. Индивидуальным является и подход к выполнению заданий. Кому-то проще начинать с самого тяжелого занятия, а кто-то предпочитает сначала выполнять более легкие. Даже близнецы отличаются друг от друга, что уж говорить о детишках, которые рождены от разных родителей, при различных обстоятельствах и растут в неодинаковых условиях. Поэтому в занятиях, как и в еде, нужно знать меру.

Определить эту самую меру и узнать насколько притягательным для ребенка является то или иное дело на самом деле не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Если школьник по возвращению домой с восторгом в глазах делится впечатлениями, рассказывает о своих достижениях, то это значит, что он получает удовольствие от дополнительных занятий. Тоже касается и самых маленьких.

Полезно знать: все методики раннего развития или другая деятельность хороши до тех пор, пока приносят малышу радость от познания чего-то нового.

Когда же он начинает зевать и с трудом сидит на месте, то это должно послужить взрослому человеку сигналом, что пора сменить род занятий. Так, в среднем продолжительность урока или другого рода занятий с дошкольником составляет не более получаса, хотя в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети могут концентрироваться на выполнении одной задачи не дольше 15 минут.

Правда, если ребенок чрезвычайно чем-то увлечен, то заниматься он может и значительно дольше. Но увлечения могут быть разного рода, поэтому как много времени малыш проведет за тем или иным занятием зависит от благоразумия родителей. Например, от долгого сидения за компьютером (статического напряжения), даже если малыш играет в развивающие игры, утомление накапливается быстрее, чем от подвижных игр (динамическая работа). Поэтому даже если кроха кричит, что совсем не устал, так как не чувствует этого, разумно ограничить его времяпровождение перед экраном монитора. Развить интерес ребенка к тем занятиям, к которым он равнодушен, можно создав некую систему бонусов, причем не обязательно финансовую.

Полезно знать: следует заметить, что физическое переутомление детям практически не свойственно. Они инстинктивно прекращают активную игровую деятельность. Гораздо чаще малыши страдают от психического (нервного) переутомления.

Поэтому так важно чередовать физический и умственный труд. Это обеспечит некоторое восстановление сил и позволит выдержать нагрузки, но, конечно, не заменит полноценный отдых. При этом нужно отталкиваться от того, что продолжительность сна школьника должна составлять не менее 10-11 часов. Для того чтобы предупредить переутомление также важно создать благоприятную атмосферу в семье, обеспечить ребенка необходимыми витаминами и полезными микроэлементами, поддерживать в комнате, где малыш отдыхает, комфортные для этого условия (температура +20-22 градуса, влажность 60-70%).

Причины и признаки переутомления у детей. Видео

Просмотров: 8632
Добавить комментарий
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Напишите ответ буквами 2+1 =
Самое популярное
    © Best-nyanya.ru. Все права защищены.