» » » Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду

  • Категория: Советы мамам
  • Дата: 28-07-2015

Адаптацией называют период привыкания к новой обстановке. И действительно, посещение детского сада на первых порах не доставляет большинству детей радости, а порой даже, наоборот, ввергает их в пучину постоянных стрессовых ситуаций.

Нужен ли ребенку детский сад?

В большинстве случаев этот вопрос не возникает, поскольку потребность в посещении ребенком детского сада появляется исходя из потребностей семьи (материального положения, необходимости выхода матери на работу). Однако если есть возможность не отдавать малыша в дошкольное учреждение, то стоит ли это делать?

В посещении ребенком детского сада есть плюсы и минусы. Среди плюсов, несомненно, следует отметить соблюдение режима, что очень полезно для растущего организма, да и в любом возрасте вообще. В детском саду ребенок узнает, что помимо самых близких людей авторитет имеют и другие взрослые, а, значит, к ним нужно прислушиваться, а иногда и подчиняться их воле. Впоследствии в школе у него возникает меньше или не возникает вовсе конфликтов с учителями. Тут ребенок учится дисциплине, ответственности, самостоятельности быстрее, чем в домашних условиях. Кроме того, если дома ребенок только то и делает, что смотрит мультики или играет в игры на компьютере, то стандартные образовательные программы позволяют дать ему минимальный необходимый объем интеллектуального и физического развития. Однако родителям вполне по силам приучить свое чадо к дисциплине и самостоятельности, а также всесторонне его развивать.

Полезно знать: есть и весьма серьезные проблемы, которые возникают с началом посещений детского сада. Расставаясь с матерью, что зачастую происходит впервые в жизни, многие дети испытывают серьезный стресс и чувство эмоциональной незащищенности.

Кроме того, постоянное пребывание в детском коллективе, невозможность уединиться зачастую приводят к психологическому переутомлению, а также появляется вероятность дурного влияния сверстников. Одним из самых серьезных минусов посещения детского сада являются частые болезни. Не все работающие родители могут позволить себе две недели сидеть дома с больным ребенком, поэтому приводят его в группу сразу после того, как у него проходят основные симптомы заболевания (слабость, лихорадка), а кашель и сопли при этом остаются недолеченными. Такой малыш вполне может стать источником инфекции и как следствие переболеет вся группа.

Как к плюсам, так и к минусам можно отнести общение со сверстниками. Дети младшего школьного возраста еще не имеют острой потребности в общении с ребятами того же возраста. Этот навык находится на стадии формирования, поэтому в детском коллективе нормы взаимоотношений остаются несколько дикими, стихийными. Вполне вероятно, что робкого малыша будут притеснять более напористые дети, общительные превратятся в ябид и подлиз. Воспитателю очень сложно уследить за поведением каждого из подопечных, разрешить все детские конфликты, поэтому обучение навыкам общения – задача родителей. Чтобы узнать, как поведет кроха себя в детсадовском коллективе им необходимо за ним понаблюдать на детской площадке или в гостях, например. Однако опыт общения на детской площадке, который ребенок получает под контролем родных, будет существенно отличаться от опыта общения, приобретенного в детском саду. Для того чтобы научить его себя правильно вести в той или иной ситуации все возникающие конфликты родители должны обсуждать и разбирать вместе с малышом. Таким образом, детский сад решает некоторые проблемы, но взамен порождает другие, причем не менее весомые.

Преждевременная радость или сложности адаптации

Но решение принято и ребенка ведут в детский сад. Первые несколько посещений детсадовского учреждения вполне могут доставить малышу удовольствие, поскольку присутствует так называемый эффект новизны, его будут окружать новые игрушки, а мама не будет покидать его дольше, чем на пару часов. Но радоваться родителям еще рано. Даже если они ранее рисовали радужные картины, рассказывая своему чаду о посещении детсада, то спустя неделю ребенку становится совершенно ясно, что он собой представляет на самом деле, что там не все так замечательно и здорово. В это время и начинаются проблемы, слезы, истерики, стенания.

Полезно знать: для детей, которые не овладели навыками совместной игры и общения, уже с первых дней посещения детсада малоприятны и оставляют негативное впечатление, что также ведет отказу от дальнейшего посещения учреждения, слезам и даже может вызывать психосоматические заболевания.

Адаптация в детсаду в некоторой степени касается и матери ребенка, ведь ей тяжело доверить воспитание своего отпрыска чужим людям. Сложности детсадовской адаптации для крохи состоят в том, что ему приходится распрощаться с привилегированным положением, комфортом домашней обстановки, где все так или иначе было приспособлено к его индивидуальным нуждам, и необходимо самостоятельно приспосабливаться к новым условиям, следовать режиму дня, правилам, требованиям, которые высказывает совершенно незнакомый до этого человек. Ключевое слово здесь – самостоятельно. Одним из самых весомых изменений в жизни малыша является отсутствие мамы и других родных и близких ему людей, резкое уменьшение персонального внимания. Кроме того, ему приходится находиться в постоянном контакте со сверстниками, в среде которых еще только предстоит влиться.

Для того чтобы кроха освоился в детском коллективе, свыкся с отсутствием матери и стал доверять воспитателю, посещение детсада стало для него привычным и по-настоящему радостным занятием, должно пройти некоторое время. Для каждого ребенка оно будет разным, и зависеть от его темперамента, возраста, в котором его впервые привели в детсад, готовности родителей и прочих факторов. Процесс адаптации потребует от малыша огромных физических усилий и больших затрат психической энергии, что нередко сопровождается перенапряжением. В этот период дети нередко утрачивают приобретенные навыки и выражают по большей части негативные эмоции.

Как правило, с трехлетнего возраста проявляется детская коммуникабельность. Малышам становится интересен контакт с другими людьми. Однако с началом посещений дошкольного учреждения у некоторых детей этот социальный навык утрачивается. Они предпочитают одиночество, лишь изредка выходя на контакт с взрослыми. Расценивать такую инициативу, как шаг к решению проблемы не стоит, поскольку ее малыши выбирают, как способ выйти из сложившейся ситуации. В такие моменты они обычно обращаются ко всем взрослым с единственной просьбой, мольбой – отвести его домой.

Зачастую на фоне стрессовой ситуации угасает и познавательная деятельность, утрачиваются навыки самообслуживания (умение пользоваться горшком, ложкой, носовым платком и пр.), меняется (регрессирует) речь, снижается или повышается активность, дети становятся заторможенными или вовсе неуправляемыми, ухудшается аппетит (реже повышается), сон часто прерывается, перемежевываясь с рыданиями.

Причем так беспокойно дети спят не только в садике, но и дома.

Проявления негативизма могут быть выражены в различной степени от хныканья и плача вплоть до глубокой депрессии. Обычным спутником отрицательных эмоций является страх, малыш во всем видит скрытую угрозу, в новой обстановке, незнакомых людях. Но главный детский страх в том, что его любимая мама его предала, забыла о нем, больше не вернется. На фоне стресса очень легко появляется гнев и агрессия, которые могут быть направлены на все подряд, возникать без повода и какой-либо искры, снижаться сопротивляемость организма инфекциям.

Важно: главным «лекарством» и «выключателем» всех негативных проявлений являются положительные эмоции. В первое время они проявляются благодаря эффекту новизны, но затем как педагогам, так и родителям понадобится приложить некоторые усилия, чтобы улыбка чаще озаряла личико крохи.

В зависимости от того, как малыши приспосабливаются к детсаду, выделяют три основные группы детей:

  • с тяжелой степенью адаптации – у таких детей перемена обстановки может вызвать нервный срыв, они начинают систематически болеть различными простудными заболеваниями, не идут на контакт ни с педагогом, ни со сверстниками, не замечают игрушек, замыкаются в себе или, наоборот, проявляют агрессию, не реагируют на направленные в его адрес обращения и похвалы. Этим малышам может потребоваться помощь детского психолога;
  • со средней степенью адаптации – нервных расстройств у таких детей не наблюдается, но их организм реагирует на новую обстановку частыми болезнями, они идут на контакт, сначала побуждаемые воспитателем или сверстниками, а затем постепенно и самостоятельно проявляют инициативу, иногда могут нарушать установленные в учреждении правила, но адекватно реагируют на просьбы, замечания, поощрения;
  • с легкой степенью адаптации – у таких детей, если и наблюдаются какие-то поведенческие изменения, то они кратковременны, их эмоции легко распознать, они ходят в группу с желанием, не болеют, проявляют инициативу, умеют самостоятельно себя занять, просят о помощи, когда она им необходима, сохраняют бодрое и спокойное настроение, доброжелательны к другим детям, корректируют свое поведение в ответ на обращенную просьбу или замечание.

Минимальным сроком адаптации в ясельной группе является 7-10 дней, в три года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – месяц. Однако для детей с тяжелой степенью приспосабливанияона может растянуться на многие месяцы. Большинству таких детишек удается справиться с собой и привыкнуть к новым условиям в течении 3-6 месяцев, но бывают и случаи дезадаптации, когда привыкание затягивается или не наступает даже по истечению года. Такое случается примерно в одном случае из ста. Причины дезадаптации кроются не только в особенностях самого ребенка, но и в действиях педагогов, отсутствии взаимопонимания в детском коллективе.

Бытует мнение, что раз до трех лет адаптация проходит менее болезненно, то лучше отдать ребенка в детский садик пораньше.

Совет: ясельные дети, как правило, привязываются к воспитателю, даже могут называть ее мамой, но это может отразиться на развитии естественной привязанности к родителям, что чревато подменой ценностей во взрослой жизни, неспособности создать крепкую семью. Поэтому при наличии возможности лучше не отдавать ребенка в сад до 3-4 лет.

Как облегчить ребенку адаптацию в детсаду

Детсадовская адаптация – сложный процесс, поэтому родные должны постараться, чтобы она прошла в легкой форме. Некоторым детям этот переходный период пережить легче, чем другим. Родителям необходимо знать, почему так происходит, как ускорить и облегчить процесс адаптации для своего отпрыска.

Улучшаем навыки самообслуживания

Ребенок, который владеет навыками самообслуживания, наверняка будет чувствовать себя не таким беспомощным, когда рядом не окажется его мамы. Поэтому перед тем как сдавать малыша в детский сад следует позаботиться о развитии его самостоятельности. Кроху необходимо научить пользоваться столовыми приборами, горшком, самостоятельно умываться, обуваться, разуваться, одеваться и раздеваться.

Родителям вполне по силам облегчить процесс одевания и обувания, раздевания и разувания своему чаду. Достаточно лишь приобрести удобную одежду и обувь.

Обувь и одежда должны быть с застежками в виде кнопок, липучек или молний вместо пуговиц и шнурков, которые будут расположены там, где к ним легко можно будет дотянуться без посторонней помощи. При этом предпочтение лучше отдать не слишком маркой одежде и обуви, которая не слетает, но и не давит, которую можно зафиксировать, чтобы она хорошо держалась на ножке. Хорошо, если малыш потренируется дома одеваться и обуваться в то, что предназначено для детсада.

Развиваем коммуникабельность

В детском коллективе малыш не должен стесняться, но и не задирать более слабых детей, ему нужно уметь дружелюбно обходиться со сверстниками, участвовать в совместных играх, делиться, постоять за себя, если понадобится. Кроху надо чаще водить на детскую площадку и наблюдать за его поведением, общением с другими детьми. Если у него что-то не получается, то нужно скорректировать его поведение, рассказать, как реагировать правильно в той или иной ситуации, например, в случае отказа поделиться игрушкой или принять в игру. Но ребенка необходимо научить общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми, чтобы он мог в случае необходимости обратиться за помощью.

Соблюдаем режим

Жизнь в дошкольном учреждении подвержена определенным правилам и режиму дня. Чтобы адаптация ребенка прошла максимально гладко домашний режим следует заранее приспособить к установленному в садике. Как правило, детей приводят в детский сад к 7.30-8.00 утра. Для того чтобы ребенок хорошо и заблаговременно просыпался, следует организовать его день так, чтобы отход ко сну приходился не позже, чем на 21.00.

Важно: невыспавшиеся дети капризны, что отрицательно сказывается на адаптации. Кроме того, собирать ребенка в сад следует неторопливо, то, что он уже умеет, он должен выполнять сам (умываться, надевать туфельки).

Все необходимое для сбора в садик можно вместе подготовить вечером, так маленькие сони будут иметь возможность поваляться в постели несколько лишних минут.

Другие пункты распорядка дня также следует неукоснительно выполнять. Завтракают в саду в 8.30-9.00, в 10.30-11.30 выходят на прогулку, в 12.00 обедают, а затем начинают готовиться к дневному сну. Спать укладывают детей в 12.30-15.00, после сна они полдничают и снова выходят на прогулку. Такого графика нужно придерживаться и дома в выходные дни. Если ребенок просит позволить ему отоспаться, то режим дня организован неверно. Крайне неудобно, если малыш всегда будет хотеть какать во время прогулки, поэтому этот момент тоже желательно скорректировать, также перед прогулкой в детсаду, выходом из дома или перед сном его нужно научить ходить писать.

Корректируем меню

Еда, которая так непохожа на мамину, может привести к ухудшению аппетита у ребенка. Желательно заранее поинтересоваться рецептами приготовления блюд в дошкольном учреждении и постараться некоторое время готовить их малышу дома в процессе подготовки к детсаду. Кроме того, нужно избегать всевозможных перекусов. В течении дня должно быть 4 основных приема пищи: завтрак, обед, полдник и ужин, перед сном можно давать малышу выпить стакан кефира. Если у крохи есть привычка недоедать пищу, какой бы ни была порция, то об этой особенности следует поставить в известность персонал сада, попросить их быть терпеливыми и не принуждать его доедать.

Привыкаем постепенно

Если возникла необходимость сдать ребенка в садик, то подготовительный период все равно необходим, поскольку привести и сразу оставить его с незнакомыми людьми на весь день в корне неправильно. Это может спровоцировать серьезный стресс у ребенка. Первое время кроха должен находиться в группе не более трех часов и обязательно под присмотром мамы.

Совет: наилучший вариант, если начинать такие посещения с часа, постепенно доводя до трех, увеличивая интервал каждые 2-3 дня.

Можно начинать приводить малыша в сад во время утренней прогулки, так у него будет возможность познакомиться с коллективом, как он это делает на детской площадке или в парке, и уйти, когда пожелает. Спустя некоторое время ребенка можно будет оставлять на время обеда, а еще чуть позже и на время дневного сна.

Если он уже не спит днем, то важно научить его спокойно лежать в постели, например, сочиняя сказку или рассматривая и запоминая в мельчайших деталях окружающие предметы. Когда эти этапы будут успешно пройдены кроху можно переводить на полный день. Отличным тренингом утреннего расставания с мамой в саду послужат периоды, когда она отлучается, оставляя свою дочку или сыночка дома с подругой, няней или малознакомыми ребенку родственниками.

Боремся с психологическим дискомфортом

До начала посещений ребенком детского сада нужно его с ним максимально познакомить. Можно читать книжки, придумывать сказки, моделировать различные ситуации, которые могут там возникать, но лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, если есть такая возможность, мама должна отправиться вместе с малышом в дошкольное учреждение, в которое ему предстоит ходить. Желательно, чтобы начало посещения садика не совпало с рождением еще одного ребенка, разводом родителей, кризисом трех лет. В таком случае адаптироваться ему будет сложнее. Также следует постараться избегать в это время и других стрессовых ситуаций (прививки, переезд в новую квартиру, прием гостей, даже отучение от вредных привычек).

Важно: после того как ребенок начнет оставаться в группе на целый день, следует чаще интересоваться тем, как он провел день, что интересного с ним случилось, а что плохого и т.д., хвалить за достижения и давать советы, если он поведал о спорной ситуации.

Для того чтобы узнать больше или подробнее о ситуации, которая произвела сильное впечатление на малыша, можно поиграть с ним в детсад. Выбрать среди его игрушек ту, которая будет олицетворять самого ребенка, а остальным пупсам, зверушкам или солдатикам присвоить имена его одногруппников, воспитателя и других взрослых. Затем дать возможность крохе в такой игровой форме продемонстрировать, как они общаются. Если отношения у игрушек не складываются, то нужно предлагать положительные варианты разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций.

Совет: когда объектом неприязни ребенка становится его педагог, то нужно осторожно, без наводящих вопросов расспросить его, что именно не устраивает в этом человеке, а затем без претензий обсудить проблему с самим воспитателем.
 

Невинная проверка также будет весьма кстати. Для этого просто нужно забрать ребенка несколько раз в неурочное время и присмотреться к ее манере общения с другими детьми, родителей которых нет рядом. Однако в присутствии ребенка неуважительно отзываться о персонале детсада или критиковать их работу недопустимо. Это сформирует у него отрицательное представление об этом учреждении.

Расставаясь с малышом утром нельзя выдавать свое волнение, нужно обязательно в понятной для него форме сообщить, когда мама вернется. Облегчить прощание поможет специальный ритуал. Можно обняться, помахать уходящей маме в окно или придумать нечто оригинальное, например, запас поцелуев на день, когда во все кармашки, которые есть на детской одежде, мама кладет записочки с отпечатками губ или другими понятными ребенку символами и словами. Для того чтобы ребенок не подпадал под влияние других плачущих от необходимости расставания детей и не плакал с ними за компанию его можно приводить в сад раньше или немного позже установленного времени. Если такое расставание все равно слишком болезненно, то в сад кроху может водить кто-то другой, с кем проститься проще (папа, бабушка, старшая сестра). Маминым «заместителем» для самых маленьких в течении дня может служить мягкая игрушка, принесенная из дома.

В адаптационный период следует быть терпимее к ребенку, правильно реагировать на его капризы, не сравнивать его с другими детьми, стараться больше времени проводить вместе (гулять в парке после садика, например), чаще обнимать и целовать его, говорить ласковые слова, стремиться чтобы домашняя обстановка была спокойной.

Иногда маленькому человечку нужно давать возможность выплеснуть накопившиеся за день эмоции, можно побегать или попрыгать вместе с ним, поиграть в кричалки, потопать ногами.

Есть еще пара важных «нельзя». Если пугать ребенка детским садом, то это место никогда ему не понравится и не станет безопасным, поэтому делать это категорически запрещено. Очень плохую службу может сослужить обман. Когда мама, например, обещает вернуться очень скоро, хотя собирается отлучиться на целый день. Даже такая невинная фраза может привести к утрате доверительных отношений.

Занимаемся профилактикой заболеваний

Как упоминалось ранее, малыши, находясь в состоянии стресса, более подвержены различным респираторным заболеваниям. Поэтому оздоровительные мероприятия во время детсадовского адаптационного периода актуальны, как никогда. Одним из методов, способных предотвратить болезни подобного рода, является закаливание.

Кроме того, оно укрепляет не только иммунную систему, но и нервную, и эндокринную, повышает работоспособность. К самым простым способам закаливания следует отнести прогулки на свежем воздухе, сон при открытой форточке, хождение босиком в теплое время года независимо от погоды как в помещении, так и на улице, водные процедуры. Также следует одевать ребенка в соответствии с сезоном и температурным режимом в помещении садика. Как переохлаждение, так и перегрев одинаково вредны.

Важно: больного ребенка нужно сразу изолировать от сверстников и не только потому, что он заразен, но и потому, что ослабленный борьбой с одной инфекцией организм с большей долей вероятности может подхватить еще и другую.

Кроме того, для лечения легкой формы заболевания требуется значительно меньшее количество времени.

Помощь для мамы

Не только ребенок переживает по поводу посещений им детского сада, его матери тоже нелегко. Хуже всего в этой ситуации то, что материнские тревоги легко проецируются на ее чадо, усугубляя тем самым и без того сложную ситуацию. Как женщина может помочь себе справиться с подобной проблемой. В первую очередь следует быть полностью уверенной, что нет другого выхода, кроме как сдать малыша в детский сад. Такая уверенность создаст необходимый настрой. Во-вторых, нужно поверить в себя и в своего ребенка, что адаптация пройдет успешно. При этом не следует пугаться детских слез, ведь они приносят облегчение, не дают перегружаться неокрепшей нервной системе. В-третьих, не нужно стесняться обратиться за помощью хотя бы к детсадовскому психологу или к мамам, которые испытывали или испытывают подобные чувства.

Как адаптировать ребенка к детскому саду? Видео

 

 

Просмотров: 2519
  • Статус:
  • Написал: Екатерина   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Мы своих детей не вынуждаем делать то, что им не хочется. Старшая пошла в сад в 2 года, жить без него не могла и не болела. А вот младшая пошла и не нравиться ей, стали заставлять и она стала болеть постоянно. Сейчас сидим дома, в плане развития ни капли не отстаем, а где то и впереди на шаг.
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Валентина   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Я не представляю, как мы осенью пойдем в сад. У нас сейчас "подготовительный этап" - мы водим в частный детский сад на 3-4 часа в день. В группе всего 7 человек. Ходим уже 2,5 недели, и каждый раз, все три часа, ребенок просто в истерике. Не успокаивается ни на минуту, со слов воспитателя. Но она говорит, что это адаптация, все в норме.
    Но мое материнское сердце чувствует, что не "всё хорошо". Что делать - ума не приложу. Попробую советы из статьи про смену меню и режима дня дома.
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Татьяна   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Вот и подошло время когда мы с мужем поведем свою дочурку впервые в детский сад. Очень сильно переживаем за то, что ребенку будут уделять меньше внимания, чем это было дома. Но считаю, что детский сад просто необходим детям, чтобы они понемногу становились самостоятельными. Некоторым принципам мы уже придерживаемся, но некоторые вещи по поводу правильного дробного питания как раз только собираемся вводить. Статья очень познавательна, спасибо!
  •    цитировать         
Добавить комментарий
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Напишите ответ буквами 2+1 =
Самое популярное
    © Best-nyanya.ru. Все права защищены.