» » » Можно ли детям смотреть телевизор?

Можно ли детям смотреть телевизор?

  • Категория: Советы мамам
  • Дата: 16-09-2015

Голубые экраны вошли в жизнь человека и стали неотъемлемой ее частью. Это касается не только телевизоров, но и компьютеров, и смартфонов, и других устройств. Детям такие приборы очень интересны, они могут часами смотреть телепрограммы, играть в компьютерные игры. Но стоит ли позволять малышам такие занятия, тем более что многие мультфильмы и передачи позиционируются как развивающие и допустимые к просмотру практически с рождения? Как они отражаются на физическом и психическом здоровье ребенка?

Средство познания мира или вредное развлечение?

Споры о пользе и вреде компьютерных игр и просмотра ребенком телевизионных программ не стихают уже ни один год. Пожалуй, стоит привести некоторые доводы ЗА и ПРОТИВ такого явления в жизни детей, чтобы родители могли самостоятельно выбрать сторону и занять ту или иную позицию.

Телевидение и интернет дают широчайшие возможности для расширения кругозора детей. Существует множество познавательных передач и видеофильмов о дикой природе различных странах и явлениях, которые при определенных условиях (о них будет сказано ниже) позволяют ребенку познавать всю полноту мира, тренировать память, развивать воображение, мышление. Например, в силу очевидных причин ребенку невозможно показать живого динозавра, определенные трудности могут возникнуть с демонстрацией настоящего космического корабля и так далее. Положительно сказываются на умственном развитии детей компьютерные стратегические игры, телепередачи о животных и им подобные. Но если упомянутые условия не соблюдаются, то голубой экран способен нанести серьезный ущерб психическому и физиологическому здоровью ребенка.

Полезно знать: все системы малыша при рождении еще не до конца сформированы. Так, органы зрения полностью созревают в течении первых 3-5 лет жизни, а следовательно, являются очень уязвимыми к внешним воздействиям в этот период.

Постоянно движущиеся и мелькающие картинки на экранах телевизоров и мониторов создают высокую нагрузку на глаза. Компенсаторные возможности зрительного анализатора до поры до времени сдерживают необратимые нарушения, но регулярное и длительное времяпровождение перед компьютером или телевизором отрицательно сказывается на зрении ребенка.

На нервную систему малыша такой досуг также влияет не самым положительным образом, перегружая ее информацией. Возможны совершенно противоположные результаты такого эмоционального переутомления. Одни дети становятся вялыми, усталыми, рассеянными, невнимательными, заторможенными, а у других проявляется гиперактивность, расстройства питания, они капризны, агрессивны, беспокойны, плохо засыпают и спят.

Большинство взрослых привыкли относиться к телевизору, как к чему-то привычному, используя его в качестве фона во время готовки, уборки, стирки, глажки, еды и других обыденных действий. Когда в семье появляется ребенок, он перенимает этот принцип поведения. Для некоторых мам это даже может показаться полезным, ведь телевизор становится необычной няней, ребенок не бегает по дому, не разбрасывает вещи, не задает вопросов, не пачкает красками обои, не размазывает по столу и полу пластилин, а она в это время может выполнить все необходимые домашние дела или даже отдохнуть. Однако такая видеоняня становится еще и воспитателем ребенка, оказывая пагубное воздействие на его эмоциональную сферу.

Кроме того, все, что малыш видит на экране, никогда не повторяется в реальности, получаемая им информация неполноценная. Так, например, прыгающий мячик никогда не отскочит от стенки, а просто исчезнет из поля зрения, а если он будет лететь прямо в лицо, то кроха не предпримет попыток увернуться.

Важно: результатом такого телевоздействия, отсутствия реального жизненного опыта является отставание в речевом и умственном развитии, синдром дефицита внимания, неумение поддерживать зрительный контакт.

Более того, поскольку на час телетрансляций в среднем приходится 4 сцены насильственного и эротического характера, то у детей, которые бесцельно и бесконтрольно смотрят телевизор, зачастую становятся агрессивными.

Более того, дети утрачивают интерес к творческой деятельности, они не хотят придумывать сюжетные игры с игрушками, не желают слушать сказки или читать книжки, воображение не заставляет их конструировать и строить из кубиков замки и сказочные города, наблюдения и беседы, рисование и лепка им неинтересны. Оживиться детей телевизионного поколения заставляют лишь мелькающие на экране фигурки мультяшек и других телегероев. Особенный восторг у самых маленьких вызывают рекламные ролики. Дети становятся пассивными и ждут, что их будут развлекать. Можно быть уверенными, что их бездействие сохранится и во взрослой жизни. Но только активный человек сможет чего-то добиться, поэтому родителям не следует пускать все на самотек.

Почему так происходит? Реклама и прочая видеопродукция смонтированы в режиме клипового восприятия. То есть на экране все мелькает и постоянно двигается, чего не происходит в реальной жизни, а это завораживает и притягивает внимание детей. Они могут часами сидеть на одном месте, но это далеко не проявление усидчивости. Завораживающее влияние оказывают и яркие краски, спецэффекты. В жизни все немного тускнее, поэтому менее привлекательно.Телевиденье и интернет не только сокращают количество времени для общения в кругу семьи, но и лишают современных малышей подвижности.

Статическая поза перед экраном телевизора или за компьютером, особенно если она неправильная, неизбежно нарушает осанку ребенка, у него возникают проблемы с мышцами и суставами. Именно поэтому важно проводить профилактику сколиоза и других заболеваний спины.

Часто во время пребывания перед экраном дети перекусывают. Даже мамы используют телевизор для того, чтобы отвлечь ребенка во время еды, чтобы он съел побольше. Но такое поведение и тактика неправильны в корне, поскольку вызывают проблемы с пищеварением. Споры ведутся также о вреде электромагнитного излучения, хотя о его пользе речь, конечно же, не идет.

Еще двадцать лет назад о таких проблемах в нашей стране даже не шла речь. Тогда по телевизору транслировалось всего несколько каналов, реклама практически отсутствовала, а детские передачи были строго в определенное время, компьютеры в среднестатистической семье были редкостью, как и мобильные телефоны, интернет представлялся чем-то фантастическим, а что появятся планшеты или смартфоны никто даже и не подозревал. Рядом с младенцем зачастую находилась бабушка, если маме нужно было выйти из декретного отпуска на работу, а подрастая, дети общались со сверстниками, бегали на улице, где все можно было пощупать, попробовать на вкус. Конечно, они тоже любили мультики, но их можно было посмотреть по телевизору только утром или вечером, а трансляция при этом длилась не более получаса.

Правила пользования телевизором и компьютером

Хочется отметить, что все сказанное выше верно. Таким образом, для того чтобы просмотр телевизионных передач и компьютерные игры приносили только пользу ребенку очень важно придерживаться некоторых правил.

Общение

Человек – существо социальное. Это истина, с которой не станет спорить ни один родитель. Но для того чтобы социализация ребенка, его адаптация в обществе происходила успешно, он должен владеть речью. Речь – это инструмент, с помощью которого он будет выражать мысли, аргументировать свое мнение, задавать вопросы и так далее. 

Совет: развиваются речевые навыки только в процессе живого общения, телевиденье не способно дать подобные навыки ребенку. Поэтому мама должна как можно чаще общаться со своим малышом.

Даже если он еще неспособен ей отвечать словами, то обязательно отзовется на это мимикой или жестами. А ведь это так приятно, когда самый дорогой человечек улыбается или обнимает за шею свою самую любимую маму.

Ничто не случается само собой. Влияние видеороликов, программ и игр никогда не станет развивающим само по себе. Если родители будут заниматься своими делами, в то время как малыш будет смотреть очередную передачу, то это будет просмотр ради просмотра, а не развития. Крайне желательно, чтобы родители смотрели телевизор вместе со своими детьми, ведь многое из происходящего на экране может быть им непонятно, как и трудно будет отличить правду от вымысла. Обязанностью родителей является комментирование и разъяснение. Полезно иметь под рукой глобус и различные книжки, где можно найти места и животных, о которых идет речь в передаче или мультфильме. После просмотра нужно обсудить увиденное с ребенком, нарисовать его. То, о чем говорится в видео, ребенку необходимо применять в различных жизненных ситуациях, стандартных, новых, творческих, проблемных. Это основной закон успешности развивающего обучения.

Сюжет

Очень важна смысловая нагрузка, которую несет тот или иной мультипликационный фильм. Детям свойственно подражать или даже полностью копировать поведение полюбившегося героя, поэтому персонажи мультфильма, который предлагается посмотреть ребенку, должны внятно и грамотно разговаривать, иметь положительную модель поведения, пропагандировать хорошие качества. Из увиденного для юного зрителя должно быть очевидно, что зло всегда наказуемо.

Полезно знать: благоприятно сказывается на развитии детей наличие таких персонажей, которые совершают ошибки, но в конце мультфильма понимают, что поступали плохо, исправляются и переходят на сторону добра.
 

В хороших мультфильмах в повествовательной манере и на наглядных примерах героев пропагандируются честность, бескорыстие, желание учиться и другие положительные проявления характера, осуждается жадность, грубость, агрессия, вранье и прочие негативные его свойства. Кроме того, сюжет должен побуждать малыша к игре, вызывать желание придумать новые приключения для персонажей.

В мультфильмах много выдумки. Там после падения с крыши дома, в открытый люк, ныряния с водопада или после того, как героя сбила машина, он может прекрасно себя чувствовать, улыбаться. Дети могут воспринимать все это за чистую монету, а затем совершать необдуманные и зачастую опасные поступки. Даже во всеми любимом «Ну погоди!» очень много подобных моментов. Поэтому очень важно перед тем, как демонстрировать видео малышу, просмотреть его самостоятельно, чтобы исключить их наличие. Но если ребенку довелось увидеть что-то подобное, то ему непременно следует пояснить насколько это опасно в реальной жизни.

Оформление

Требования к оформлению мультипликационных и развивающих фильмов для детей также весьма высоки. Так, картинки не должны мелькать, как в рекламе, они должны медленно сменять друг друга. Также важна цветовая гамма.

Полезно знать: слишком яркие и насыщенные цвета чрезмерно возбуждают нервную систему малышей, поэтому должны преобладать пастельные краски.

Кроме того, цветов и их оттенков не должно быть слишком много, нормой считается преобладание четырех основных цветов. Хорошим примером может стать оформление диснеевского мультфильма «Золушка» еще 1950 года выпуска. Не менее важную роль играет звуковое оформление, причем как речевое, так и музыкальное. Озвучка ни в коем случае не должна быть одноголосой. Однообразие голосов делает мультфильм, во-первых, скучным, а во-вторых, небезопасным. Модель поведения ребенка при просмотре таких монотонных мультипликационных фильмов становится менее эмоциональной, однообразной. Важно также наличие не только диалогов, но и монологов, которые передают переживания действующих лиц. Музыкальный ряд должен носить спокойный характер.

Временные ограничения

Вред от голубых экранов кроется в основном в длительности «общения» ребенка с ними. До 1,5-2 лет смотреть телевизор или проводить время за компьютером дети категорически не должны. В этом сходятся мнения всех медицинских работников, хотя производители развивающих видеопрограмм и игр настаивают на другом мнении. От двух до трех лет этот временной промежуток не должен превышать 15-20 минут в день. Максимально допустимое время просмотра телепередач, нахождения за компьютером или сидения, глядя на экран смартфона, для дошкольника составляет 50-60 минут. При этом желательно дозировать это время и разделить его на сеансы по 15-20 минут. Для школьника безопасная продолжительность пребывания у экранов составляет два часа. Суммарное время, которое может проводить перед экраном подросток, не должно превышать трех часов. Зачастую видеопродукция для детей не учитывает этих параметров. Например, мультфильмы, которые могут быть интересны дошкольнику и вполне приемлемы для демонстрации по смыслу и цветовой гамме, имеют длительность 1,5 часа и более. Полнометражные мультипликационные фильмы обеспечивают хороший массовый прокат и прибыль компании-производителю, поэтому родители заранее должны договариваться с ребенком, что он за один раз весь мультфильм смотреть не будет или демонстрировать только такие мультфильмы, которые удовлетворяют и этому параметру. Даже для школьников и подростков актуальным будет правило трех двадцаток, которое заключается в том, чтобы через каждые 20 минут ребенок отрывался от экрана и смотрел в течении 20 секунд на расстояние 20 метров, например, в окно на соседнее здание.

Эргономические параметры

Экран телевизора или монитор должны располагаться на уровне глаз ребенка. При этом расстояние до телевизора при просмотре телепередач должно составлять не менее 2,5 метра. Причем вне зависимости от характеристик экрана (с лучевой трубкой, жидкокристаллический, плазменный), чем больше его диагональ, тем дальше должен сидеть ребенок, хотя это правило касается не только детей.

Важно: если малыш играет в компьютерные игры, то рабочее место должно соответствовать его росту, чтобы стопы полностью касались пола, ноги и руки должны быть согнуты под углом в 90 градусов, расстояние до дисплея должно быть не менее 70 сантиметров.

Освещение также играет не последнюю роль в эргономике. Нагрузка на глаза значительно увеличивается, если смотреть на включенный экран в темном помещении, поэтому вечером смотреть телевизор или играть на компьютере детям не рекомендуется. В противном случае чтобы нивелировать яркий контраст между экраном и освещенностью следует включать яркий верхний свет.

Организация досуга

Просмотр видео не является практической деятельностью. При этом дети являются пассивными наблюдателями. Производители видеопродукции обещают, что посмотрев тот или иной ролик несколько раз, ребенок научится считать, различать цвета, геометрические фигуры и прочим премудростям, но подобные обещания далеки от правды. Притом не эти знания определяют успех человека, а умения анализировать, сопоставлять, находить сходства и отличия, обобщать, отыскивать выход из сложной ситуации, договариваться, планировать, видеть свои ошибки и устранять их причины. А значит, запоминание букв и цифр, различных фактов и названий не является первоочередной необходимостью для ребенка. Годовалому ребенку, например, гораздо важнее освоить устную речь, чем выучить буквы.

Более того, если ребенку показывать один и тот же рисунок, сопровождая его каким-либо комментарием, то ребенок запомнит и будет связывать только его с таким пояснением. Например, если на картинке была изображена кривая линия, то друга кривая, нарисованная маркером на бумаге или мелом на асфальте, выложенная из палочек не будет иметь для крохи смысла, он не сможет эту линию как-либо обозначить или назвать. Таким образом, демонстрация малышу видеороликов, в которых соответствующее изображение сопровождается комментарием того, что нарисовано (например, оранжевый цвет, апельсин оранжевый) не даст ребенку полноценного представления об объекте изучения.

Совет: механическое запоминание лучше заменить игрой со взрослыми. Например, те же цвета мама может учить с ребенком, не выходя из квартиры и не отрываясь от основного занятия.

Можно искать предметы какого-нибудь цвета в комнате, называть цвета одежды, которая надета на маме и малыше, или попросить кроху угадать какого цвета карандаш мама держит в руке из нескольких предложенных. Можно прибегнуть к более сложному варианту игры с карандашами, когда мать убирает один из выложенных пяти карандашей, а ребенок в это время стоит с закрытыми глазами. Затем ему предстоит угадать, карандаш какого цвета исчез.

Как упоминалось ранее, познавательные способности малышей развиваются во взаимодействии с взрослыми. Детское мышление наглядно-образное в отличии от взрослого словесно-логического, детям важно осязать, обонять, слышать, видеть. Поэтому совместная деятельность ребенка и родителей должна быть как можно более разнообразной и содержательной, направленной на обогащение сенсорного опыта крохи, а не ограничиваться только просмотром телевизора. Общение в семье должно быть живым, творческим и интересным. К примеру, можно вместе разгадывать головоломки, гулять на свежем воздухе, читать книги, лепить, рисовать, конструировать, разыгрывать сценки, сочинять истории, проводить опыты. Развивающее видео становится полезным, только если ребенок уже освоил некие азы на реальном практическом опыте, оно не должно давать готовых ответов, а лишь побуждать ребенка задавать вопросы, пробуждать в нем интерес, заставлять сравнивать и анализировать, творить.

Контроль

Правила останутся пустыми словами, если родители не будут контролировать их соблюдение ребенком, но главное не будут соблюдать их сами.

Важно: взрослые должны планировать и ограничивать время, проводимое ребенком за просмотром телевизионных передач или компьютерными играми, отслеживать какие сайты посещает малыш.

Для того чтобы эти задачи выполнить было проще не следует покупать отдельный телевизор для детской комнаты, необходимо научиться пользоваться историей посещения интернет-сайтов, установить пароли на компьютере, нужно объяснить ребенку правила пользования интернетом. А именно, что личная информация вроде адреса, пинкодов и так далее должна оставаться личной, а не подлежит разглашению в сети; интернет-контакты должны оставаться только виртуальными, если кто-то предлагает личную встречу, то соглашаться и тем более приходить на нее нельзя; если ребенок желает зарегистрироваться на каком-либо сайте, то делать это можно только в присутствии и с позволения родителей, последним должны быть известны все пароли на таких сайтах.

«Привычка свыше нам дана, замена счастию она…»

Если ребенок однажды понял, что волшебный цветной ящик, под названием телевизор, может воспроизводить нечто ему интересное, то будет настойчиво требовать у родителей включать его снова и снова, сначала жестами, затем криками и слезами, а для детей постарше привычной является фраза «мама, включи мультик». Со временем просмотр телевизора и другие подобные развлечения могут войти в привычку. Ребенок становится зависимым, не умеет себя занять иначе, не знает, во что ему играть на улице. Это ничуть не лучше никотиновой или любой другой зависимости, от которой нужно избавляться. Прекрасно иллюстрируют ситуацию строки А.С. Пушкина из «Евгения Онегина»: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она…». Так и детям просмотр телевизора или компьютерная игра доставляют радость, которой им не хватает в реальной жизни.

Если родители желают, чтобы ребенок отвык от телевизора и полноценно развивался, то зачастую им в первую очередь нужно изменить свои привычки. Не садиться смотреть телевизор, придя с работы, а идти с ребятенком в парк, не включать новости во время ужина, а общаться с семьей, рассказывать о том, как прошел день, делиться впечатлениями.

Отсутствие привычных для малыша раздражителей обязательно вызовет бурю негодования, поэтому отвыкание должно происходить постепенно. При этом родители должны правильно реагировать на капризы малыша.

Следует оговорить с ребенком график, выделить определенное время для просмотра телетрансляций, включать ему более короткие мультфильмы, полностью отказаться от просмотра телевизора во время еды, устраивать спектакли или кукольные домашние театры по мотивам любимых им фильмов, а также нужно искать другие развлечения, которые могут быть интересны малышу, доставят ему радость и смогут увлечь. Конечно, отвыкание может длиться не один месяц, но за это время жизнь семьи станет более разнообразной, а общение принесет познавательные впечатления и интересные идеи.

Ребенок и телевизор - все за и против. Видео

Просмотров: 2768
  • Статус:
  • Написал: Ирина   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Лично я своему сыночку разрешаю смотреть телевизор хоть и не очень много. Думаю что ему это сильно не навредит. Куда страшнее я считаю когда ребенок с раннего детства зависает в компьютере или в планшете.
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Виктория   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Дочке полтора года и она минут по тридцать в день смотрит свои любимые мультфильмы, но после прочтения статьи возьму всю информацию на заметку и постараюсь ограничить просмотры до минимума
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Кира   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Даю своему полторагодовалому сыну смотреть мультики, где-то по пол часа в день. Мне кажется, что это не слишком вредно. И по-моему в мир высоких технологий сложно уберечь ребенка от техники(телефонов, планшетов, компьютеров и телевизора).
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Аня   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Нам офтальмолог и невролог рекомендовали не смотреть ребенку телевизор до 3 лет. Я с этой рекомендацией согласна, но признаюсь не выполняю. Иногда включаю мультики, чтобы отвлечь ребенка, если мешает делать что-то по дому.
  •    цитировать         
  • Статус:
  • Написал: Ксения21   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Считаю, что маленьким детям не следует смотреть телевизор, так как современное телевидение вряд ли что-то в нём развивает. У знакомых малышку абсолютно от него не оторвать, при этом дитя будто зомбировано. Вряд ли это хорошо скажется в дальнейшем.
  •    цитировать         
Добавить комментарий
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Напишите ответ цифрой 6-3=
Самое популярное
    © Best-nyanya.ru. Все права защищены.