» » » Как проверить слух ребенку?

Как проверить слух ребенку?

  • Категория: Советы мамам
  • Дата: 12-10-2015

Способность нормально слышать чрезвычайно важна для гармоничного развития личности маленького человечка. Если у ребенка плохой слух, то ему трудно понимать окружающих, он может слышать только обрывки слов или одно и то же слово каждый раз по-разному, а значит, он не сможет запоминать и воспроизводить взрослую речь. В связи с этим у малыша возникает отставание в речевом развитии, а впоследствии трудности социализации, проблемы в учебе. Школьники, у которых есть проблемы со слухом, отличаются плохой успеваемостью, у них наблюдаются дефекты письма и трудности с пониманием прочитанного. Чем раньше будет выявлена проблема, тем проще с ней справиться или помочь малышу приспособиться к своему состоянию.

Функция органа слуха

Для того чтобы представлять отчего у ребенка может ухудшиться слух следует хоть отдаленно понимать, что представляют собой органы слуха. Звуковой анализатор реагирует на такое физическое явление, как звук, порождаемый волнообразными колебательными движениями частиц различных сред, в том числе и воздуха.

При этом человеческое ухо воспринимает колебания только определенной частоты и силы. Нижняя граница слуха составляет 10-16 Гц, а верхняя – 16-20 тысяч Гц (кГц). Эти границы слышимого диапазона называют слуховым порогом и порогом ощущения давления соответственно. В то же время чувствительность к частоте звука также неравномерна. Нижние частоты (до 100 Гц) воспринимаются на слух как непрерывный гул, средние находятся в границах от 100 Гц до 5 кГц и входят в диапазон прямой слышимости. От 5 кГц начинается высокочастотный диапазон. Интересно, что звуки частотою в 20 кГц могут слышать только дети в возрасте до 8-10 лет. По силе звуки слухового восприятия достигают от нуля до 130 дБ.

Слуховые органы окончательно оказываются сформированы уже на 20-й неделе беременности, однако становление их функций происходит постепенно.

Полезно знать: новорожденные воспринимают только высокочастотное звучание. Более слабые звуковые раздражители воспринимаются младенцами приблизительно с трехмесячного возраста.

Поэтому до 4-4,5 месяцев все дети развиваются одинаково вне зависимости от того имеют ли они проблемы со слухом или нет. Они кричат, гулят, лепечут, однако, если малыш слабослышащий или глухой, то со временем лепет угасает, а не переходит к элементарной речи.

Существует несколько способов развития речи у малыша в зависимости от его возраста. Главное – придерживайтесь нескольких основных правил: читайте стихи, говорите короткими фразами. Обучение должно проходить в игровой форме.

Когда нужно проверять слух ребенка?

Нарушения слуха бывают односторонними, двусторонними, а также наследственными, врожденными, приобретенными. Кроме того, исходя из места локализации повреждений в слуховом анализаторе, различают: кондуктивные, нейросенсорные, смешанные нарушения.

Полезно знать: к кондактивным относятся патологии наружного и среднего отдела уха, то есть нарушения звукопроводящей системы. Такие отклонения можно вылечить или приобрести ребенку звукоусиливающую аппаратуру.

Нейросенсорные формы нарушений возникают при повреждении центрального и внутреннего отделов уха. Чаще всего они определяются наследственностью или являются результатом патологий беременности.

Важно: детям с аномалиями звуковоспринимающей системы требуется слухопротезирование и специальные занятия с сурдопедагогом, способствующие развитию слухового восприятия.

При сочетании патологий считается, что тугоухость или глухота имеют смешанную форму.

Определить, что у чада проблемы со слухом можно понаблюдав за его звуковыми реакциями.

Полезно знать: с 3-4 месяцев ребенок начинает реагировать на голоса родителей, поворачивать голову в сторону звука, отвечать на него мимикой, замиранием или плачем, если звук его испугал. К году кроха, как правило, узнает голоса близких ему людей и различает бытовые шумы, может даже выполнять короткие поручения.

Поэтому уже в столь раннем возрасте можно заподозрить наличие проблем со слухом. Если они не будут выявлены, то малыш может начать отставать в общем развитии. Совет: крайне желательно проверять слух, если ребенок не говорит фразами в 2-3 года, часто переспрашивает, ему трудно общаться по телефону, не реагирует на слова, когда не видит собеседника.

Также необходимо подвергать слух ребенка проверке перед поступлением в образовательное учреждение и после тяжело перенесенных инфекционных заболеваний, особенно если лечение производилось антибактериальными препаратами с ототоксическим действием.

Медицинское исследование слуха

Для того чтобы проверить слух малыша проще всего сводить его на прием к отоларингологу или сурдологу – врачу, занимающемуся диагностикой и лечением различных слуховых расстройств. Задачей докторов является проведение обследования и выявление тугоухости или полного отсутствия слуха. Существует довольно много видов исследований слуховой функции у детей, которые применяются в медицинской практике.

Полезно знать: современные методики позволяют дать количественную и качественную оценку слуховому органу вне зависимости от возраста пациента и его развития. Технический прогресс позволяет провести полную диагностику слуха даже новорожденного ребенка.

Измерение остроты слуха называют аудиометрией.

При этом определяется слуховая чувствительность к разночастотным звуковым волнам. Трудности диагностики тугоухости у детей связаны с различным уровнем их развития, низкой способности к длительной концентрации внимания, разности слуховых реакций в каждом возрастном периоде, а также с тем, что дети не жалуются на наличие слуховых нарушений, поскольку у них часто нет другого жизненного опыта. В связи с этим проводимые медицинским работником исследования могут проходить как во время бодрствования, так и во время сна маленьких пациентов и требуют от доктора знаний их слуховых особенностей.

Важно: исследование слуха должно проводиться в шумоизолированном помещении длиною не менее 6-7 метров, идеально в специальной сурдокамере. Слух в настоящее время проверяют несколькими способами, а именно с помощью разговорной речи и чистых тонов.

Условия при этом также создаются разные. Так, проверка может происходить в абсолютной тишине или при дозированном шумовом фоне. Способы исследования также делятся на объективные, которые не требуют активного участия ребенка, и субъективные, основанные на оценке словесных, двигательных и поведенческих реакций малыша.

К основным способам исследования слуха речью в медицинской практике относятся:

  • шепотная и разговорная речь. Этот метод несколько упрощенно можно повторить и в домашних условиях, но об этом ниже;
  • речевая аудиометрия. При этом испытуемый должен повторять или записывать, если уже умеет писать, услышанный в аудиовоспроизведении текст. Судят об остроте слуха ребенка исходя из процента правильно понятых им слов.

При исследовании слуховой функции чистыми тонами применяют камертоны и тональные аудиометры. Основными методиками в этом случае являются тональная, надпороговая и шумовая аудиометрия, метод выравнивания громкости, исследование ультразвуком, электроэнцефалография и другие.

Как осуществить проверку слуха у ребенка дома?

Прежде чем вести ребенка в клинику можно предпринять попытку самостоятельно проверить его слух. Нужно понимать, что способы проверки для новорожденного, годовалого малыша и школьника будут существенно отличаться.

Проверка слуха ребенка дошкольного и школьного возраста

У взрослого ребенка, который уже понимает суть проблемы, слух можно проверить шепотной и разговорной речью. Хотя этот способ не дает стопроцентных результатов и очень зависит от субъективных показателей, вносимых в процесс проверяющим (частота человеческой речи очень вариабельна), но его все же применяют даже врачи. Кроме того, в быту сложно создать оптимальные условия для проверки, исключить все посторонние шумы.

Важно: для проведения проверки необходимо стать на расстоянии 5-6 метров от ребенка так, чтобы он не видел лица родителя. Делается это потому, что малыш, который уже некоторое время страдает тугоухостью, не смог ориентироваться на движение губ.

Поскольку разговорная речь в девять раз громче шепотной, то проверку начинают с последней. Мама или папа должны называть слова, а ребенок их повторять. При этом нужно сохранять одинаковую интенсивность произношения, а называть слова следует выдохнув, используя резервные запасы воздуха в легких, как это делают врачи.

Полезно знать: для ребенка с полноценным слухом дистанция в 5-6 метров будет оптимальной, он, не ошибаясь, повторит все сказанное. Если крохе не удается этого сделать, то следует постепенно сокращать расстояние до тех пор, когда он сможет разобрать шепот.

Если шепотную речь ребенок не слышит даже на очень близком расстоянии, то процедуру повторяют с помощью разговорного тембра. При этом говорить родитель должен со средней интенсивностью, а первоначальное расстояние увеличивается до 20 метров.

Совет: при проверке следует помнить о том, что произносимые слова должны соответствовать возрасту ребенка, быть ему знакомы.

Кроме того, нужно учитывать, что от характера словесного материала сильно зависит разборчивость речи. Так, предложения разобрать гораздо проще, чем односложные слова.

В медицинской практике при проверке применяются таблицы специально подобранных слов. К примеру, в таблице В. И. Воячека они подобраны по отношению к басовой и дискантовой группе, а таблицы Лангенбека и Б. В. Богданова служат средством получить представление о взаимосвязи интенсивности звуков и разборчивости речи.

Проверять следует каждое ухо отдельно, что позволяет выявить одностороннюю потерю слуха. В связи с этим нужно попросить ребенка закрыть одно ухо пальцем или вложить в слуховой проход кусочек ватки. Доктора отключают незадействованное при проверке ухо надавливая на козелок.

Проверка слуха младенца

Полезно знать: в течении первого года жизни для проверки слуха у детей в домашних условиях подойдет метод гороховых проб.

Для этого нужно взять четыре одинаковые емкости. Это могут быть коробочки от фотопленки, из-под лекарств или от игрушки из шоколадного яйца с сюрпризом. Одну из них нужно оставить пустой, а другие заполнить на одну треть крупами – гречневой, манной и горохом. Используются именно эти наполнители, поскольку при сотрясании емкостей они создают определенную интенсивность звука. Так, горох звучит на уровне 70-80 дБ, гречка – 50-60 дБ, а манная крупа создает звук интенсивностью в 30-40 дБ. До трехмесячного возраста дети различают только довольно громкие звуки на высокой частоте. Эту особенность надо учесть при проверке, ведь на сотрясание емкости с манной крупой новорожденный вовсе никак не отреагирует.

Проверку следует начинать тогда, когда малыша ничего не беспокоит, он здоров, сыт и весел. Если ребенок еще не научился сидеть, то следует уложить его на спину. В одну руку взрослый должен взять пустую баночку, а в другую ту, в которой манная крупа, и начать ими симметрично трясти возле ушек ребенка. При этом расстояние должно быть приблизительно 25-30 сантиметров. Как правило, ребенок поворачивает головку или смотрит в сторону, откуда исходит звук. Затем нужно поменять емкости местами. Если реакции нет, то нужно взять более «громкую» коробочку.

Важно: нужно помнить, что реакции на звук у маленьких детей могут возникнуть только спустя 2-5 секунд, поэтому спешить с выводами не стоит.

Перед тем как подавать новый звук необходимо дождаться полного стихания предыдущей реакции и снова уложить ребенка так, чтобы голова касалась поверхности затылком. Если ребенок постоянно поворачивает голову только вправо или влево, независимо от того, в какой руке у мамы находится звучащая емкость, то есть повод заподозрить у него одностороннюю потерю слуха.

Емкости с крупами можно заменить на звучащие игрушки. Например, погремушки и колокольчики послужат источником высоких частот, дудочку и гармошку издают среднечастотные звуки, а барабан – низкие частоты.

Полезно знать: также следует принять во внимание, что высокие тона различимы с гораздо большего расстояния, чем басы, поэтому колокольчик кроха может услыхать и с двадцати метров, а барабан только с пяти.

Для более точного обследования проводить его должны двое взрослых. При этом один находится вне поля зрения ребенка и издает звуки различными предметами с разных сторон, а второй оценивает его реакции, не привлекая к себе внимания.

Важно: к безусловно-рефлекторным звуковым реакциям у малышей относятся мигание, зажмуривание или широкое распахивание глаз, нахмуривание, вздрагивание, замирание, повороты головы и туловища (в сторону тихого звука и в противоположную, если он очень резкий), изменение ритма дыхания, движения рук, ног.

Проверка слуха ребенка в раннем детстве

Для ребенка старше года метод гороховых проб не подходит, поскольку строение его уха сильно меняется и звуки он воспринимает уже совершенно иначе.

Совет: проверять слух речью, напротив, может быть еще слишком рано, поскольку не все дети до трех лет правильно произносят слова, да и словарный запас у них ограничен.

Однако именно задержка в речевом развитии является поводом для подобной проверки. В качестве альтернативы можно поиграть с крохой в игру, которая поможет выявить отклонения, если таковые имеются.

Нужно отобрать несколько ярких игрушек, которые ребенок знает и любит (зайка, мишка, машинка, кукла, мячик). Затем, стоя рядом с малышом, нужно шепотом попросить его принести мячик. Когда просьба выполнена, то можно отойти подальше и обратиться с такой же просьбой, но на этот раз пусть ребенок принесет, что-то другое, например, машинку. Если реакции не последовало, то следует начать говорить громче, переходя с шепотной на разговорную речь. Правда, следует знать наверняка, что ребенок понимает, о чем его просят. Другим вариантом этой проверки являются вопросы, которые требуют от малыша знаний частей тела и названий предметов. Если он ими обладает, то тогда можно задавать вопросы такого содержания: «где у зайки хвостик?», «где у куклы ушки?» и так далее.

Можно предложить ребенку и другую игру. Взять три игрушки, издающие звуки, но звучащие по-разному, например, те же колокольчик, дудочку и барабан, и три другие игрушки, с которыми можно выполнять какое-то действие. Пусть в нашем примере такими объектами послужит машинка, кукла и зайка. Далее следует показать малышу, что под звон колокольчика машинка выезжает из гаража и ездит, а когда он смолкает, то заезжает обратно и останавливается. Нужно предложить ему самому позвонить и понаблюдать, как машинка будет ездить и останавливаться. Также ребенок может заставить плясать куклу под дудку или прыгать зайку под звуки барабана. Затем нужно поменяться с ним ролями. С этого момента и начинается собственно проверка.

Родитель должен издавать звуки одной из звучащих игрушек, стоя на расстоянии 6-7 метров от малыша, а тот определить по звуку должна ли танцевать в этот момент кукла, прыгать зайчик или ездить машинка.

Дети очень непоседливы и они могут просто отказываться выполнять задания, если они им в данный момент покажутся неинтересными. В связи с этим можно дождаться, когда кроха заиграется, и попробовать позвать его по имени шепотом с расстояния 5-6 метров. Если он не обернется на зов, то расстояние нужно сократить. Но приближаться к ребенку нужно очень тихо и медленно, чтобы источником его реакции не стало движение (вибрация пола).

Проверяем слух малыша. Видео

 

Просмотров: 2712
  • Статус:
  • Написал: Нотабене   |  Группа: Гости  
  • 0 публикаций  |  0 комментариев  |  ICQ:
  • Когда ребенок был совсем маленьким, проверяла его слух, тряся погремушками то слева, то справа. А с двух-трехлетним уже можно шепотом из угла говорить, но надо сказать что-то смешное и неожиданное, чтобы он отреагировал. Как в "Двух капитанах" доктор сказал "дурак".
  •    цитировать         
Добавить комментарий
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Напишите ответ цифрой 6-3=
Самое популярное
    © Best-nyanya.ru. Все права защищены.