» » » Причины возникновения заикания у детей. Как избавиться от заикания?

Причины возникновения заикания у детей. Как избавиться от заикания?

  • Категория: Советы мамам
  • Дата: 7-12-2015

Человек по природе социален, а главное средство коммуникации – речь. Она же является главным инструментом мышления. Причем речь – это вовсе не естественная, данная природой способность, дети осваивают ее постепенно. Не всегда этот процесс протекает гладко, случается, возникают нарушения речи. Одним из таких нарушений является заикание. По международной классификации болезней это речевое расстройство называется логоневрозом. Оно развивается приблизительно у 3% детей, причем у представительниц слабого пола в 3 раза реже.

Причины развития логоневроза

Логоневрозом или попросту заиканием называют нарушение размеренности речи, отличительными чертами которого является повторение и пролонгация звуков и слогов. Иногда заикающийся может повторять даже целые слова или фразы.

Полезно знать: в абсолютном большинстве случаев заикание возникает в то время, когда наиболее активно развивается речь, происходит становление речевой функции, то есть в возрастной группе с двух до пяти лет.

Высокая вероятность формирования логоневроза у малышей 2-5 лет объясняется слабым развитием головного мозга (формирование мозговых полушарий и коры завершается приблизительно к пятилетнему возрасту), преобладанием реакций возбуждения над торможением, слабостью артикуляционного аппарата и несогласованной работой его органов. Появление логоневроза у ребенка чревато социальной дезадаптацией, появлением неврозов и фобий, развитием ощущения неполноценности и заниженной самооценкой.

Темп речи и плавность голоса нарушаются из-за мышечных спазмов органов речевого аппарата. Запинки и приступы заикания зачастую имеют эмоциональную природу, но наблюдается некоторая взаимосвязь с переутомлением, болезнями, погодными условиями, способом питания.

Проблемы с речью чаще возникают при избытке в рационе белковой пищи, во время активного прорезывания зубов, гормональных перестроек. Провоцирующим фактором нередко становятся инфекционные заболевания.

Условно факторы, провоцирующие развитие логовневроза, можно поделить на физиологические, психологические и социальные. Среди физиологических факторов различные болезненные состояния нервной системы и речевых органов. Эти патологии могут быть связаны с полученной в родах травмой, органическими нарушениями мозга, а именно структурными изменениями, влияющими на передачу нервного возбуждения из речевого центра мозга к мышцам органов артикуляционного аппарата, перенесенными заболеваниями, истощающими нервную систему (к ним можно отнести корь, коклюш, рахит, тиф), черепно-мозговыми травмами, иметь наследственную природу.

К психологическим факторам относятся психоэмоциональные потрясения. Невротические реакции, предшествующие заиканию, могут быть вызваны испугом (громким звуком, нападением животного), сильными переживаниями (утрата близких, семейные конфликты, жесткие методы воспитания), детскими страхами (боязнь темноты, одиночества и прочее).

Среди социальных причин нужно выделить неправильное развитие речи. Если малыш начал говорить слишком рано, то запинки в речи могут возникать по причине маленького словарного запаса, которого попросту не хватает, для того чтобы выразить мысль. Когда же ребенок начинает говорить поздно, то, как правило, его речь слишком тороплива. Нарушенный темп и провоцирует заикание.

Полезно знать: слишком большие речевые нагрузки, как изучение иностранных языков в раннем детстве, или попытки переучить леворукого ребенка также могут привести к логовневрозу, поскольку это увеличивает нагрузку на нервную систему и в ее работе может произойти сбой.

Еще одним источником заикания можно назвать подражание. Ребенок может копировать речь кого-то из заикающихся взрослых или сверстников. Это подражание может быть неосознанным, но со временем эффект закрепляется. Заикание может стать попыткой малыша обратить на себя родительское внимание или напротив стать последствием слишком строгого воспитания.

Виды и симптомы заикания

Запинки при логоневрозе гораздо чаще возникают на согласных буквах в начале или середине речи. Но не всякую запинку в детской речи следует считать заиканием. Отличить патологическое отклонение от возрастной особенности речи можно, попросив ребенка повторить сказанное более четко. Если малыш имеет это нарушение, то подобная просьба только усилит эффект и повторение прозвучит еще хуже, чем ранее сказанное. Вылечить заикание можно лишь достоверно установив форму дефекта и определив его серьезность.

Исходя из вида судорог различают тоническую, клоническую и смешанную формы логоневроза. При клонической форме в речи вследствие нескольких кратковременных мышечных спазмов возникают незначительные паузы или повторения. О тоническом заикании речь идет, если судорожное сокращение мышц является длительным. В этом случае человек по нескольку раз может повторять отдельные слоги, звуки. Если эти два вида отклонений сочетаются, то возникает смешанная форма заикания.

Полезно знать: течение расстройства также может быть различным. Выделяют постоянное, волнообразное и возвратное или рецидивирующее заикание.

В первом случае ребенок заикается всегда независимо от ситуации или формы речи, во втором запинки при разговоре могут появляться и исчезать. Например, в привычной среде и окружении артикуляция может быть не нарушена, но при попадании в новую обстановку (публичное выступление, разговор с незнакомцем) возникает состояние психоэмоционального напряжения, появляются речевые судороги, что приводит к заиканию. Более того, такие дети часто страдают логофобией – навязчивым страхом речи и всячески стараются избежать общения и выступлений. О рецидивирующей форме заикания говорят, когда после достаточно длительного периода отсутствия в речи всяческих запинок они появляются вновь.

Исходя из симптоматики и этиологических факторов различают невротическую и неврозоподобную формы логоневроза, механизмы развития которых различны. Нарушения моторики и артикуляции при неврозоподобной форме происходят по причине дистрофических изменений мозга на клеточном уровне, возникающего в результате патологического течения беременности и родов, например, тяжелый токсикоз, угроза выкидыша, гипоксия плода, асфиксия, родовая травма. Заикание в этой форме проявляется независимо от влияния внешних факторов.

У детей, которые склонны к формированию этой формы заикания часто наблюдается задержка психомоторного, физического развития. Такие малыши медленно накапливают запас слов, поздно начинают разговаривать, у них долго не возникает фразовая речь, отмечается плохая координация движений, определенная неуклюжесть, они легковозбудимы, вспыльчивы. Первые проявления заикания при этом возникают в 3-4 года, что совпадает с периодом формирования фразовой речи, и постепенно нарастают. При этом особых видимых причин, которые могли бы послужить толчком для возникновения логоневроза, не наблюдается. Запинки в речи становятся длиннее, появляются все чаще и спустя полгода в речи ребенка уже нет промежутков, которые были бы свободны от заикания. Затем он начинает включать в свою речь фразы, которые не имею смысловой нагрузки (а, э, ну). В процессе разговора могут проявляться различные невротические реакции (кивательные движения головы, покачивания туловища), судороги мимической мускулатуры, нарушения дыхания и координации конечностей. Темп речи у таких ребят ускорен или замедлен. Органические поражения мозга приводят к тому, что у малышей наблюдается низкая работоспособность, плохая память, дефицит внимания. Часто у них бывают головные боли.

К этиологическим факторам формирования невротической формы заикания относятся испуг, стрессы, психические травмы, раннее и активное изучение иностранного языка. Изначально дети с такой формой логоневроза развиваются согласно возрастным критериям, имеют нормальную психомоторику. Затем их речевое развитие несколько ускоряется. Это выражается в том, что на десятом месяце жизни дети накапливают и используют значительный словарный запас, их фразовая речь развивается уже к 1,5 годам, а еще спустя 2-3 месяца они начинают строить сложные предложения и использовать речевые обороты. Как правило, темп речи у таких малышей ускорен, они проглатывают окончания слов, пропускают предлоги.

Изначально детки, у которых развивается невротическая форма заикания, довольно впечатлительны, тревожны, обидчивы, у них часто меняется настроение, причем в сторону ухудшения, много детских фобий.

Полезно знать: заикаться ребенок обычно начинает внезапно, после перенесенной психической травмы в возрасте 2-6 лет. При этом он может перестать говорить на некоторое время, а когда вновь начинает пользоваться речью, то в ней возникают запинки.

Проявление заикания усиливается, когда ребенок находится в состоянии эмоционального напряжения или тревоги, подвержен воздействию стресса. Таким образом, чаще всего течение логоневроза волнообразное.

Дети с подобным нарушением постоянно находятся в состоянии ожидания возникновения оплошностей в своей речи. Как результат у них формируется логофобия. Если заикание не лечить, то оно может перейти в хроническую форму. В этом случае с течением времени дефекты речи усугубляются, дети все меньше стремятся к общению, замыкаются в себе. Заикание может возникать даже при одной мысли о том, что ребенку предстоит общаться с кем-либо или его могут вызывать воспоминания о неудачах в прошлом.

Как избавиться от заикания?

Исходя из того, какие причины повлекли за собой возникновение заикания, и серьезности отклонений лечением этого расстройства занимаются различные специалисты, в том числе логопед, невропатолог, психиатр, психотерапевт, психолог. Основная задача терапии в том, чтобы заставить речевые центры головного мозга работать синхронно.

Важно: наиболее эффективным является лечение в случае, если за помощью к специалистам обратиться не позднее полугода от начала заболевания.

Гарантировать благоприятный исход можно, когда коррекция осуществляется на этапе формирования речевой функции.

Схема лечения сводится к определению вида заикания, выработке правильных речевых навыков, включает коррекцию страхов. С терапевтической целью применяются индивидуальные логопедические занятия, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, разные виды психотерапевтического воздействия и лекарственные препараты. Медикаментозная терапия направлена на нормализацию функционирования нервных центров, снятие мышечных спазмов речевого аппарата. Доктором могут назначаться антидепресанты, транквилизаторы, успокоительные средства, противосудорожные препараты. Современные методики лечения логоневроза включают использование компьютерных программ, позволяющих синхронизировать работу отделов мозга, отвечающих за речь и слух.

Поскольку волшебной таблетки излечивающей логоневроз не существует, успех лечения невозможен без активного участия со стороны родителей.

Поскольку заикание зачастую провоцирует определенный психотравмирующий фактор и перегрузка эмоциональной сферы, то нужно постараться исключить из жизни ребенка всевозможные стрессоры.

Так, следует ввести ограничения на просмотр телевизора, максимально исключить такую игровую деятельность, которая сопровождается бурными эмоциями, криками, временно перестать читать малышу новые сказки, водить его в различные развлекательные центры, цирк и другие шумные места. Наилучшим образом подойдут для досуга спокойные игры, как лепка, рисование, конструктор. Замечено, что при логоневрозе благоприятное воздействие оказывают игры с водой. Существует множество вариаций на эту тему, например, можно мыть автомобиль или купать куклу, пускать кораблики или надувать мыльные пузыри.

Также родителям необходимо поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье, следить за своей речью. Соблюдение охранного речевого режима означает, что при ребенке следует говорить как можно меньше. Даже если кажется, что чадо увлечено игрой, все же желательно беседы между собой вести в другой комнате.

Важно: заикание у детей, как правило, проявляется только при непосредственном общении с другими людьми, поэтому на время проведения терапии его нужно свести к минимуму.

Когда все же необходимо обратиться непосредственно к ребенку, то говорить нужно медленно и спокойно, а вопросы подбирать так, чтобы на них можно было дать односложный ответ.

К прочим общим рекомендациям, являющимся основой любого лечения и здоровья в целом, относятся соблюдение режима дня (минимум восьмичасовой ночной сон и прочее), полноценное питание, укрепление иммунной системы. При выборе метода воспитания нужно придерживаться золотой середины, поскольку как запугивание, так и чрезмерная опека могут стать источником проблем с заиканием.

Ребенок заикается, что делать? Видео

Просмотров: 1352
Добавить комментарий
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Напишите ответ буквами 2+1 =
Самое популярное
    © Best-nyanya.ru. Все права защищены.